Китайские авто начали преподносить сюрпризы своим владельцам в Петербурге

Автор фото: vostock-photo

Автомобили китайского производства начали преподносить сюрпризы своим владельцам. Многие столкнулись со срабатыванием индикатора Check Engine из–за высокого атмосферного давления. Эксперты объясняют это особенностями тестирования. Продажи это обвалит вряд ли, но автомобилистам на всякий случай стоит быть готовыми ко всему.

На прошлой неделе владельцы кроссоверов Haval Jolion в Петербурге столкнулись с массовым срабатыванием индикатора Check Engine.
"На момент обращения в автосервис я был уже 20–й, пока доехал — больше 40 звонков, и это только на одном дилере. На момент диагностики звонков было уже за 60", — написал один из них на форуме автомобилистов drive2.ru.
Причиной этого, судя по всему, стало аномально высокое атмосферное давление. Напомним: 7 февраля оно в Петербурге перевалило за 790 мм ртутного столба, а 8–го установило исторический максимум для этого месяца — 791,3 мм рт. ст. Лишь к концу прошлой недели оно снизилось до 764 мм рт. ст., что близко к норме.
Директор по развитию компании Provolta & Team Service Виталий Бондарь объясняет, что современные автомобили оснащены барометрическими датчиками, которые измеряют атмосферное давление для корректной работы системы управления двигателем. При аномально высоких значениях они могут выходить за пределы своих рабочих диапазонов, что приводит к ошибкам. Второй момент — это настройки программного обеспечения. Производители автомобилей программируют электронные блоки управления на определённые диапазоны. И если давление превышает допустимые значения, система переводит двигатель в аварийный режим, чтобы избежать каких–то повреждений.
При этом сбой коснулся далеко не всех китайских машин. В пресс–службе сервиса "Такси 068" отметили, что переднеприводные Haval Jolion работали нормально.
"Наши механики отмечают, что проблема проявлялась у некоторых полноприводных версий авто, так как программные системы управления агрегатов не могли воспринимать высокие показатели атмосферного давления. Вероятно, при следующих ревизиях ПО или используемого типа датчика автомобиля производитель эту проблему решит. У нас есть небольшое количество Haval Jolion с пробегом около 70 тыс. км. Для такси это совсем мало, проблем с машиной нет. По соотношению стоимости и оснащения на нашем рынке Haval Jolion привлекательная модель в своём классе", — рассказали в компании.
В "Делимобиле" отметили, что у них не было зафиксировано неполадок. Весь автопарк работает в штатном режиме.
Представители китайского автобренда JAC заявили, что за последнее время не наблюдали увеличения количества обращений в дилерские центры или увеличения нагрузки на горячую линию.

В экстремальных условиях

"В китайских автомобилях, возможно, отсутствует такой момент, как испытания в экстремальных условиях. Например, в Китае такие условия встречаются реже, чем у нас в России, и особенно в Петербурге. Поэтому изначально диапазоны рабочих давлений и датчики были не готовы к ним. На что это может повлиять? В целом при ошибке датчика давления турбины перестают работать в полную силу, что может привести к медленному разгону и снижению динамики автомобиля. Также электронный блок управления двигателем может перевести двигатель в аварийный режим, ограничивая его мощность для предотвращения каких–либо повреждений", — говорит Виталий Бондарь.
При этом проблема может самоустраниться, так как по мере снижения атмосферного давления до нормального значения ошибка исчезнет самостоятельно и двигатель вернётся к нормальной работе. Зачастую так и происходит. Также можно обратиться к дилеру, который обновит прошивку электронного блока. Это позволит расширить рабочий диапазон датчиков и предотвратить подобные сбои в будущем.
Руководитель направления технологического консалтинга ЦК НТИ по большим данным на базе МГУ им. М. В. Ломоносова Дмитрий Архипов замечает, что на автомобилях немецких марок такую ситуацию представить сложно: инженеры закладывают в агрегаты огромный запас прочности, а также применяют более технологичные турбокомпрессоры с гибким ПО регулирования наддува. При повышенном атмосферном давлении автомобиль может корректно регулировать турбонаддув и поедет даже немного быстрее, чем обычно. С другой стороны, в 2010–х некоторые пикапы Ford и Chevrolet сталкивались с проблемами турбин в высокогорных районах, но это не носило массового характера.
CEO проекта Likvi.com Александр Коротков замечает, что китайские автомобили оказались уязвимыми из–за ограниченного диапазона адаптации ПО. Европейские автопроизводители тестируют автомобили в более широком диапазоне условий (например, в высокогорных или пустынных регионах), что повышает устойчивость к экстремальным атмосферным изменениям. Китайские же автомобили, вероятно, не проходили испытания на работу при давлении выше 780 мм рт. ст. В совокупности с агрессивными алгоритмами защиты это привело к такому массовому явлению.
При этом немецкие автомарки проходят тесты на работу при давлении от 600 до 820 мм рт. ст. А на некоторых моделях используют сразу несколько датчиков, что помогает избежать ложных срабатываний.
"Этот случай скорее исключение, но если китайские автопроизводители всерьёз рассчитывают закрепиться на вершине, где конкуренция с европейскими брендами будет особенно жёсткой, им стоит тщательнее прорабатывать технические нюансы", — говорит Коротков.

Доработаем в процессе

Любой новый продукт на рынке должен проходить обкатку, проверку методом проб и ошибок, подчёркивает владелец автосервиса V–Service Vbg в Выборге Владислав Селюнин. Нужны отзывы покупателей, чтобы понимать, что улучшать, а что хорошо и не надо трогать. Большинство производителей уже давно этот путь прошли, знают, что где доделывать, и поэтому довольно уверенно себя чувствуют. "Китайцы" же буквально сейчас только проходят обкатку.
"Нужно понимать, как в наших условиях живут агрегаты, детали подвески, вакуумные системы и так далее, — говорит Владислав Селюнин. — С чем конкретно мы сталкивались — это топливная система. Она не совсем правильно работает, выходит из строя, в результате приходится производить замену её элементов у дилера".
Одна из основных сложностей при ремонте китайских авто — это логистика доставки запчастей. Их нужно ждать в пределах месяца–двух. Кроме того, Владислав Селюнин отмечает, что только большие авторизированные сервисы могут работать с ВИН–номерами и каталогами запчастей. Маленькие мастерские испытывают серьёзные трудности.
"С ходовой частью стандартные болячки начинаются довольно рано. Если у других известных брендов машины выхаживают до 100 тыс. км без каких–либо вмешательств. У “китайцев” же элементы подвески выходят из строя начиная с 50–60 тыс. км пробега", — добавляет Селюнин.
В ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) отметили, что за последние годы российский рынок полностью поменялся. На нём представлено около 60 китайских брендов, которые занимают более половины объёма. Конечно, не все производители сразу смогли обеспечить запчасти и сервис. "Но сейчас мы наблюдаем серьёзный рост уровня технического обслуживания, и можно говорить, что основные китайские производители смогли в большей степени адаптироваться для российского рынка", — заключают в РОАД.
Сейчас наблюдается такой эффект, что к китайским автомобилям привлечено довольно пристальное внимание. Часто в Сеть попадают различные случаи, связанные с качеством машин. "Китайцы" продаются в России всего несколько лет, длительной истории владения ими пока нет. Они до сих пор полностью не изучены потребителями, поэтому к недостаткам всегда пристальный интерес со стороны уже действующих автовладельцев и потенциальных покупателей. К тому же в Китае срок владения автомобилем меньше, чем в России, люди там чаще меняют машину. Промышленность заточена на то, чтобы с высокой периодичностью выводить обновлённые модели. Если сравнить уровень доверия к тем брендам, которые были, и к китайским, то есть определённая разница. "Китайцам" есть к чему стремиться. Но это опять же вопрос времени. В дальнейшем, я думаю, будет более избирательный подход к брендам. Некоторые из них действительно сейчас в таком положении, в котором скорее уйдут с рынка, чем не уйдут. И покупатели, естественно, это всё видят, и поэтому логично, что они обращают внимание на бренды–лидеры, если речь идёт про массовый или средний ценовой сегмент.
Денис Гаврилов
автоэксперт, автор телеграм–канала AutoRun SPb
У китайских автомобилей самая распространённая "болячка" на сегодняшний день — это замена запчастей, особенно после сильных ДТП. На стоянках таксопарков можно увидеть огромное количество разбитых машин. Таксопарки их не могут починить, потому что нет необходимых запчастей. Также у некоторых китайских моделей есть жалобы на коробки передач. Редкая "болячка", но раньше была более распространена, — плохая покраска и плохое качество металла. Главный негативный фактор, который влияет на продажи китайских авто, — это цены и повышающийся утилизационный сбор. На сегодняшний день в России невозможно ничего купить, если мы говорим о хорошем, комфортном современном автомобиле. Доступны только китайские модели. Да, есть рынок авто с пробегом, есть параллельный импорт, но он работает на люксовые бренды, а не на общедоступные. И получается, что особо альтернатив нет. Спад продаж китайских автомобилей может быть вызван тем, что сейчас у дилеров сформированы достаточно большие склады, а спрос и покупательная способность клиента не очень высоки. Но ситуация может измениться, так как китайские производители заинтересованы в российском рынке и в локализации здесь.
Владислав Булгаков
транспортный аналитик
Возникшая ситуация является результатом двух факторов: слабого опыта инженеров, привлечённых к разработке китайских автомобилей и агрегатов к ним, а также экономии, которая не позволяет использовать агрегаты с запасом прочности. Кроме того, данная проблема может нести более системный характер: в будущем могут возникнуть аналогичные сбои в работе климат–контроля, ABS или систем безопасности. Всё это связано с несовершенством и высокой сложностью электроники, используемой в автомобилях китайских производителей.
Мирон Егоров
старший аналитик направления технологического консалтинга ЦК НТИ по большим данным на базе МГУ им. М.В. Ломоносова
Сбои произошли не в электронике, а в алгоритмах диагностики множества служебных систем — от каналов турбонаддува до системы поддержания давления в шинах. В авто, предназначенных для российского рынка, эти алгоритмы были настроены так, что не учитывали причуд питерской погоды. В результате столь желанного петербуржцами зимнего антициклона у этих алгоритмов сбилась "нулевая отметка" и чересчур чувствительные алгоритмы начали "паниковать". Нужный урок для разработчиков и маркетологов, стремящихся впечатлить покупателя огромным количеством индикаторов с бесполезной информацией. Хорошая новость в том, что у отечественного автопрома таких проблем точно не будет.
Александр Родин
ведущий эксперт Центра компетенций Национальной технологической инициативы (Нти) "Искусственный интеллект" на базе МФТИ