Автомобили китайского производства начали преподносить сюрпризы своим владельцам. Многие столкнулись со срабатыванием индикатора Check Engine из–за высокого атмосферного давления. Эксперты объясняют это особенностями тестирования. Продажи это обвалит вряд ли, но автомобилистам на всякий случай стоит быть готовыми ко всему.
На прошлой неделе владельцы кроссоверов Haval Jolion в Петербурге столкнулись с массовым срабатыванием индикатора Check Engine.
"На момент обращения в автосервис я был уже 20–й, пока доехал — больше 40 звонков, и это только на одном дилере. На момент диагностики звонков было уже за 60", — написал один из них на форуме автомобилистов drive2.ru.
Причиной этого, судя по всему, стало аномально высокое атмосферное давление. Напомним: 7 февраля оно в Петербурге перевалило за 790 мм ртутного столба, а 8–го установило исторический максимум для этого месяца — 791,3 мм рт. ст. Лишь к концу прошлой недели оно снизилось до 764 мм рт. ст., что близко к норме.
Тонкие настройки
Директор по развитию компании Provolta & Team Service Виталий Бондарь объясняет, что современные автомобили оснащены барометрическими датчиками, которые измеряют атмосферное давление для корректной работы системы управления двигателем. При аномально высоких значениях они могут выходить за пределы своих рабочих диапазонов, что приводит к ошибкам. Второй момент — это настройки программного обеспечения. Производители автомобилей программируют электронные блоки управления на определённые диапазоны. И если давление превышает допустимые значения, система переводит двигатель в аварийный режим, чтобы избежать каких–то повреждений.
При этом сбой коснулся далеко не всех китайских машин. В пресс–службе сервиса "Такси 068" отметили, что переднеприводные Haval Jolion работали нормально.
“
"Наши механики отмечают, что проблема проявлялась у некоторых полноприводных версий авто, так как программные системы управления агрегатов не могли воспринимать высокие показатели атмосферного давления. Вероятно, при следующих ревизиях ПО или используемого типа датчика автомобиля производитель эту проблему решит. У нас есть небольшое количество Haval Jolion с пробегом около 70 тыс. км. Для такси это совсем мало, проблем с машиной нет. По соотношению стоимости и оснащения на нашем рынке Haval Jolion привлекательная модель в своём классе", — рассказали в компании.
В "Делимобиле" отметили, что у них не было зафиксировано неполадок. Весь автопарк работает в штатном режиме.
Представители китайского автобренда JAC заявили, что за последнее время не наблюдали увеличения количества обращений в дилерские центры или увеличения нагрузки на горячую линию.
В экстремальных условиях
“
"В китайских автомобилях, возможно, отсутствует такой момент, как испытания в экстремальных условиях. Например, в Китае такие условия встречаются реже, чем у нас в России, и особенно в Петербурге. Поэтому изначально диапазоны рабочих давлений и датчики были не готовы к ним. На что это может повлиять? В целом при ошибке датчика давления турбины перестают работать в полную силу, что может привести к медленному разгону и снижению динамики автомобиля. Также электронный блок управления двигателем может перевести двигатель в аварийный режим, ограничивая его мощность для предотвращения каких–либо повреждений", — говорит Виталий Бондарь.
При этом проблема может самоустраниться, так как по мере снижения атмосферного давления до нормального значения ошибка исчезнет самостоятельно и двигатель вернётся к нормальной работе. Зачастую так и происходит. Также можно обратиться к дилеру, который обновит прошивку электронного блока. Это позволит расширить рабочий диапазон датчиков и предотвратить подобные сбои в будущем.
Руководитель направления технологического консалтинга ЦК НТИ по большим данным на базе МГУ им. М. В. Ломоносова Дмитрий Архипов замечает, что на автомобилях немецких марок такую ситуацию представить сложно: инженеры закладывают в агрегаты огромный запас прочности, а также применяют более технологичные турбокомпрессоры с гибким ПО регулирования наддува. При повышенном атмосферном давлении автомобиль может корректно регулировать турбонаддув и поедет даже немного быстрее, чем обычно. С другой стороны, в 2010–х некоторые пикапы Ford и Chevrolet сталкивались с проблемами турбин в высокогорных районах, но это не носило массового характера.
CEO проекта Likvi.com Александр Коротков замечает, что китайские автомобили оказались уязвимыми из–за ограниченного диапазона адаптации ПО. Европейские автопроизводители тестируют автомобили в более широком диапазоне условий (например, в высокогорных или пустынных регионах), что повышает устойчивость к экстремальным атмосферным изменениям. Китайские же автомобили, вероятно, не проходили испытания на работу при давлении выше 780 мм рт. ст. В совокупности с агрессивными алгоритмами защиты это привело к такому массовому явлению.
При этом немецкие автомарки проходят тесты на работу при давлении от 600 до 820 мм рт. ст. А на некоторых моделях используют сразу несколько датчиков, что помогает избежать ложных срабатываний.
“
"Этот случай скорее исключение, но если китайские автопроизводители всерьёз рассчитывают закрепиться на вершине, где конкуренция с европейскими брендами будет особенно жёсткой, им стоит тщательнее прорабатывать технические нюансы", — говорит Коротков.