В один рынок дважды: в петербургских ТЦ ждут возвращения Zara и Uniqlo

Ряд зарубежных брендов сохранили российские юрлица и могут вернуться в Петербург
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Начавшийся переговорный процесс между Россией и США дал повод для волны оптимизма по поводу возвращения на российский рынок ранее покинувших его брендов. Однако вряд ли это произойдёт очень быстро, даже если политики действительно договорятся.

Основной напрашивающийся вопрос: где будут располагаться магазины международных брендов, если те всё же решат вернуться? Когда они выходили на российский рынок в начале 2000–х, крупные торговые центры только строились, велась серьёзная работа по поиску площадей, подбору и обучению персонала. Теперь же самих ТЦ в Петербурге хватает, однако площади в них заняты теми, кто поспешил заполнить освободившуюся нишу за последние 3 года.

Мест нет

Генеральный директор "МТЛ. Управление активами" (ГК "БестЪ") Станислав Ступников напоминает, что в 2022 году освободилось около 40% площадей. Российские представители fashion–индустрии (Melon Fashion Group, Gloria Jeans и т. д.) поспешили занять их, перестроив формат своей работы. Уволенный персонал также перешёл работать в российские компании.
По словам экспертов, возможности расширения в регионе для федеральных игроков практически исчерпаны. Вакансия торговых площадей в ТЦ находится на минимальном уровне. В основном прирост предложения происходил и происходит за счёт районных ТРК, которые в наименьшей степени интересны федеральным сетям. Кроме того, не стоит забывать, что 2024 год отметился знаковым антирекордом — впервые с 2000 года в Петербурге не было сдано ни одного нового ТЦ. В качестве компенсации ожидается, что в 2025–м введут сразу пять, общей площадью более 139 тыс. м2.
"В ТЦ Петербурга по итогам 2024 года зафиксирован минимальный показатель вакантности за последние 15 лет (3,1% от общего числа торговых площадей). Помимо этого, для возобновления работы иностранных брендов в России требуется продуманная стратегия ведения бизнеса в новых реалиях", — отмечает региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева.
По словам директора департамента исследований рынка, консалтинга и оценки компании Maris Алёны Волобуевой, по итогам 2024 года в среднем по рынку было вакантно порядка 3,4% площадей качественных торговых объектов. "В 2024–м уровень деловой активности на рынке аренды торговых площадей был ниже показателя 2023 года (−31,1% по числу заключённых сделок). По итогам 2024–го спрос со стороны fashion–операторов существенно сократился относительно 2023–го (25% в валовом объёме спроса, −16 п. п. к 2023–му; −57% в абсолютном выражении)", — констатирует эксперт.
Представители Core.xp оценивают долю свободных площадей на конец 2024 года в 5,5%, а для ключевых ТЦ Петербурга — в 1,3%. При этом, несмотря на снижение доли свободных площадей, ставки аренды растут медленнее инфляции. Тенденция роста ставок характерна только для стабилизированных торговых центров, в то время как коммерческие условия в новых выходящих на рынок объектах сохраняются на уровне последних лет, приближаясь к ставкам в складских объектах.

Вернутся не все

Несмотря на всё вышесказанное, Союз торговых центров (СТЦ) уже предложил нескольким модным брендам, ушедшим с российского рынка, вернуться. Речь идёт о Uniqlo, H&M и Inditex (Zara, Massimo Dutti, Bershka, Oysho, Pull & Bear). По данным опроса СТЦ, более половины из 100 опрошенных крупнейших ТЦ России хотят сотрудничать с Uniqlo, Inditex и H&M. Ответы от брендов пока не поступали.
"Несмотря на низкую вакансию в ТЦ, арендодатели готовы рассматривать варианты в том числе за счёт освобождения площадей, занимаемых другими арендаторами", — уверен вице–президент СТЦ Павел Люлин.
По его мнению, в Петербурге и Ленобласти тоже есть ТЦ, где можно было бы разместить эти бренды, если они решат вернуться. Например, ТРК "Мега". Но для большинства объектов придётся проводить ротацию. В любом случае на процесс возвращения потребуется минимум год после улаживания политических и трансграничных вопросов.
"Многие ушедшие бренды, для которых российский рынок был важным, хотят вернуться и рассматривают такую перспективу. Многие даже не закрывали представительства, юрлица, сохраняют и поддерживают бренд", — подчёркивает эксперт.
При этом звучащие в СМИ прогнозы о возможном возвращении 300 брендов ему кажутся далёкими от реальности. Наиболее вероятен возврат лишь тех, кто окончательно не рвал связей с Россией: Inditex, Uniqlo, H&M.
Вернувшиеся бренды, безусловно, могут получить всплеск внимания за счёт ностальгии. Но вот удержать этот интерес в долгосрочной перспективе можно только при грамотной стратегии, уверена продуктовый маркетолог Mpstats Ольга Барсукова.

Арендаторов — на мороз

Расположить магазин популярного во всём мире бренда торговому центру, конечно, выгоднее: и трафик выше, чем от малоизвестных сетей, и платёжеспособность у такого арендатора лучше. В то же время ротация брендов в ТЦ возможна лишь по соглашению всех сторон.
Как отмечает партнёр юридической практики Kept Светлана Шлюнько, освободить площади можно только при наличии оснований, предусмотренных договором аренды или законом. В большинстве случаев просто так выгнать арендатора без нарушения им условий договора не получится.
"ГК РФ допускает прекращение арендных отношений по инициативе арендодателя в одностороннем внесудебном порядке в отсутствие нарушений со стороны арендатора только для договоров аренды, заключённых на неопределённый срок. Подобная договорная конструкция редко используется для аренды коммерческих площадей. Для долгосрочных договоров аренды такое право должно быть прямо закреплено в договоре", — пояснила эксперт.
То есть если арендодатель заранее (при заключении договора) не задумался о возможном возращении западных инвесторов, то сейчас ему будет сложнее внести в договор аренды соответствующее право на односторонний отказ.
Второй вариант — обратиться в суд с требованием о досрочном расторжении договора аренды. Правда, по общему правилу такое расторжение допустимо при существенном нарушении арендатором условий договора.

Ушли по–разному

В целом иностранные компании, покинувшие российский рынок в последние годы, можно условно разделить на две группы.
Первый эшелон — это крупнейшие международные корпорации, такие как BMW, McDonald’s, юридические и консалтинговые фирмы, например McKinsey. По мнению экспертов, их уход был продиктован прежде всего политическими причинами, а не санкционным давлением. Решение о выходе принималось на уровне государств, а компании в большинстве случаев покидали рынок с опционом на возвращение. Это означает, что они заранее предусмотрели возможность возобновления бизнеса в России, если изменится политическая и экономическая ситуация.
Второй эшелон — это компании среднего бизнеса, такие как владельцы коммерческой недвижимости и торговых предприятий. Регуляторы их стран фактически запретили им вести деятельность в России, затруднив владение активами, денежные расчёты и другие бизнес–процессы. Такие компании полностью выходили с рынка, продавая свои активы без возможности обратного выкупа. Если они захотят вернуться в будущем, им придётся создавать бизнес с нуля.
Официальной статистики о количестве сделок с применением опциона не ведётся. Но по оценкам экспертов, таких юридических конструкций было менее половины. Практика достаточно быстро была ограничена требованиями правительственной комиссии, и многим инвесторам пришлось действовать по принципу "уходя — уходи". В 2024 году сделки с опционами согласовывались в исключительных случаях, говорят в консультационной группе "ТИМ".

Компенсация издержек

В случае изменения внешнеполитической ситуации можно в первую очередь ожидать возвращений в потребительском секторе, где требуются минимальные инвестиции. Западные бренды по–прежнему позитивно воспринимаются клиентом и легко могут вернуть свою нишу, особенно в среднем и верхнем сегментах. В b2b–секторе всё гораздо сложнее: российских клиентов, которых "забрали" азиатские поставщики, заполучить обратно западным производителям будет крайне сложно.
"Для компаний из первого эшелона ключевой вопрос — условия реализации опциона, если он действительно был заключён. Каждый такой контракт индивидуален, и предсказать его детали невозможно. Например, условия, на которых американские юристы разрабатывали опционы для McDonald’s, могут кардинально отличаться от тех, что предлагали немецкие юристы для BMW. Однако даже при наличии опциона остаётся важный барьер: позволят ли новые владельцы вернуть бизнес прежним собственникам?" — рассуждает партнёр коллегии адвокатов Pen & Paper Станислав Данилов.
Кроме того, среди трудностей, которые могут возникнуть перед иностранными компаниями при возвращении на российский рынок, можно отметить прямую или косвенную компенсацию последствий антироссийских санкций. Эксперты не исключают введения на уровне регулятора обязательных платежей или иных форм компенсации для бюджета РФ. Возможно, что от иностранных компаний потребуется исполнение судебных решений российских судов о взыскании задолженности, в том числе долгов связанных компаний, завершение ликвидационных и банкротных процедур в отношении дочерних компаний их иностранных владельцев.
Говорить о скором возращении международных брендов одежды на российский рынок преждевременно. Для этого должна измениться мировая конъюнктура. Тем не менее рано или поздно такое возвращение, вероятно, произойдёт. Лояльная международным брендам аудитория в России сохранилась, часть её стала ещё лояльнее и готова предпринимать дополнительные усилия, чтобы приобретать вещи конкретной марки: это поездки за границу или обращение к услугам посредников. Поэтому возвращение брендов может даже освежить их отношения с российской аудиторией, привнеся ощущение новизны и большей премиальности в восприятии. Но нужно учитывать, что за последние годы потребительское поведение изменилось. Независимо от ухода и возвращения международных брендов значительную долю рынка в продажах одежды заняли электронные площадки. Поэтому размещение в торговых центрах не может гарантировать такой же поток посетителей, который они обеспечивали до 2020 года. Для марок, которые заняли место ушедших брендов, их возвращение станет серьёзным вызовом. Не все из них использовали полный набор коммуникационных инструментов и сумели построить сильный бренд с лояльной аудиторией. Соответственно, в условиях усиления конкуренции им придётся пересматривать свою политику.
Екатерина Мовсесян
генеральный директор КРОС
В тех случаях, когда иностранцы рассматривали возможность возвращения на российский рынок, в договоре предусматривался опцион на выкуп. А при необходимости — дополнительная контрактная "обвязка" за счёт сохранения долгосрочных дистрибьюторских договоров на поставку оборудования, комплектующих, материалов или сырья. Реализация опциона — это лишь одна из форм возможного возвращения иностранных компаний на российский рынок. С учётом довольно строгого санкционного регулирования, особенно в иностранной юрисдикции, и необходимости тестирования рынка на предмет возможных рисков иностранцы, скорее всего, будут заходить на рынок не напрямую, а через создание новой компании или "локального партнёра" (включая уже "обрусевшую" бывшую иностранную дочернюю компанию). Либо через заключение отдельных договоров с контрагентами.
Арутюн Саркисян
руководитель направления "Реструктуризация и несостоятельность (банкротство)" ООО "Некстонс СТП" (Санкт–Петербург)
Распространение параллельного импорта ввиду отсутствия на рынке правообладателей предотвратило товарный дефицит. Но такая ситуация не соответствует долгосрочной стратегии владельцев брендов на рынке. Даже если государство вернётся к политике защиты правообладателей, потребуется долгое время для того, чтобы "закрыть все форточки" и исключить из оборота серый товар. Без этого ждать серьёзных инвестиций в рынок не приходится.
Виктор Миронов
партнёр, управляющий директор консультационной группы "Тим"
На текущий момент все разговоры о возвращении ушедших компаний на российский рынок не более чем спекуляции. Говорить об изменении "повестки" для западных компаний исключительно преждевременно. Решение о выходе в ту или иную страну для ретейлера — сложная задача, требующая всестороннего маркетингового и финансового анализа. Даже при условии сохранения лояльного спроса потенциальный выход видится не самой простой задачей: площади, которые освободили ушедшие бренды, на текущий момент заняты. Чтобы вновь их занять, придётся платить ставку более высокую, чем есть сейчас. Целесообразно ли это экономически для них — важный вопрос.
Валерий Трушин
партнёр, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate