Электрокары стали доступнее для петербуржцев

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Петербург закрепился на втором месте среди регионов России по использованию электрокаров.

В III и IV кварталах 2024 года город обогнал Краснодар, который долгое время занимал второе место. На первом месте традиционно остаётся Москва. К такому выводу пришли аналитики МТС AdTech.
CEO проекта Likvi.com Александр Коротков отмечает, что главные преимущества Краснодарского края — хороший климат, который позволяет эффективно эксплуатировать электромобили в течение всего года, а также активно развивающаяся зарядная инфраструктура.
"В 2023 году в регионе было установлено более 60 быстрых зарядных станций, из которых 47 субсидированы в рамках федеральной программы. Петербург, который в 2024 году обогнал Краснодар по количеству электромобилей, достиг этого аналогичным путём. Однако помимо расширения городской сети зарядных станций значительный вклад внесли частные инициативы. Крупные ретейлеры начали устанавливать зарядные станции на территории магазинов. Одним из таких примеров является пилотный проект сети “Пятёрочка”, в рамках которого электрозаправки появились на парковках ряда торговых точек", — рассказывает эксперт.
В Петербурге в последнее время активно развивается сеть зарядных станций, включая "быстрые" зарядки, подтверждает генеральный директор ООО "Зарядные станции “Яблочков”" Дмитрий Петров.
"В городе реализуются программы по обновлению общественного транспорта, включая закупку электробусов. Это формирует положительный имидж электротранспорта в глазах горожан. Кроме того, стали реальными перемещения и на более дальние расстояния, например по трассе М–11 до Москвы", — подчёркивает он.
По данным МТС AdTech, в 2024 году индекс электромобилей вырос на 39% по сравнению с 2023 годом. Этот показатель отражает активность пользования платными зарядными станциями, рассчитываясь как соотношение оплат за зарядку электрокаров к платежам на АЗС. В целом за 2 года индекс вырос на 86%.
Число электромобилей в стране за прошлый год увеличилось на треть. В 2025 году эксперты прогнозируют дальнейшее развитие рынка, несмотря на высокую кредитную ставку, рост утилизационного сбора и сокращение льгот для электрокаров иностранного производства.
"Сегодня, по статистике, почти каждый десятый электромобиль зарегистрирован на Дальнем Востоке. Но большая часть электрокаров, почти 40%, зарегистрирована в Центральном федеральном округе, это подтверждают и наши данные", — говорит директор по стратегии и коммуникациям МТС AdTech Ирина Фоминова.
Дмитрий Петров уверен, что спрос на электромобили в 2025 году не превысит показатели 2023–го и 2024–го. При всех позитивных тенденциях рост покупательской активности будет ограничен высоким уровнем ключевой ставки.
Александр Коротков говорит, что рост рынка электрокаров связан с активным продвижением и локализацией производства марок Evolute и "Москвич" — это сделало их доступнее для россиян. Развитие зарядной инфраструктуры позволило увеличить количество станций по всей стране, что снизило сомнения потребителей по поводу использования электромобилей.
"Доступный ассортимент и их технологическая зрелость выше, чем 5–10 лет назад. Темпы роста при этом не должны вводить в заблуждение, поскольку сохраняется эффект низкой базы для этого молодого рынка. Количество электромобилей относительно традиционных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания пока невелико. С другой стороны, это позволит рынку быстро расти ещё несколько лет", — комментирует исполнительный директор ассоциации "Консорциум предприятий в сфере автомобильных электронных приборов и телематики" Дмитрий Корначёв.