В Петербурге стали чаще исполнять старинную музыку

Автор фото: Сергей Коньков / "ДП"

В Петербурге, пусть и не так быстро, растёт интерес к старинной музыке. Количество мест, где можно её послушать, тоже увеличивается

Cегодня в Петербурге насчитывается порядка 10 коллективов, которые исполняют старинную музыку. Количество же музыкантов приближается к полусотне. Это флейтисты, скрипачи, виолончелисты, лютнисты и другие. Играют и на средневековых инструментах, например псалтериуме или дульциане.

Неохваченный пласт

"Интерес к старинной музыке, безусловно, есть, но в Петербурге он, например, ниже, чем в Москве. Музыка звучит благодаря энтузиазму отдельных людей, но ситуация осложняется тем, что в нашем городе нельзя получить полноценное образование в этой сфере, а работа с музыкой XVIII века и ранее требует выхода за рамки той музыкальной системы, в которой воспитываются музыканты", — поделилась с "ДП" музыковед и клавесинист Анна Савенкова.
Также артисты отмечают, что Москва впереди Петербурга в том числе из–за оказываемой столичным музыкантам государственной поддержки. В Зарядье, например, в отличие от нашей Филармонии, регулярно проводятся концерты барочной музыки.
Как рассказала "ДП" художественный руководитель ансамбля барочной музыки Una Volta Александра Веткина, сообщество исполнителей, придерживающихся исторически ориентированного исполнительства, в Петербурге небольшое и все так или иначе друг с другом знакомы, как минимум заочно.
"Музыка барокко — это огромный культурный пласт, который в рамках академического исполнительства остаётся неохваченным. Кроме того, академическое исполнение не показывает всей красоты этой музыки и её близости к таким понятным современному слушателю направлениям, как джаз, фолк–музыка. Для нас старинная музыка — это поиск простоты там, где другие видят сложное, и попытка донести это до слушателя. А также попытка понять, как получается, что музыка, написанная 300 лет назад, ближе к современности, чем, например, эпоха романтизма или творческие поиски композиторов XX века", — рассказывает Александра Веткина.

Поиски материала

Старинные партитуры музыканты находят разными способами. По словам руководителя Una Volta, в интернете есть несколько больших каталогов нот, где выложены произведения, в том числе манускрипты, композиторов разных эпох. Художественный руководитель Санкт–Петербургского барочного ансамбля Андрей Пенюгин в разговоре с "ДП" отметил, что также много работает в библиотеках, в рукописных отделах. Прежде всего это РНБ, РИИИ и Консерватория. Кроме того, часто приходится заказывать ноты из зарубежных библиотек.
"Наш город, к счастью, богат на уникальные архивы. Но, к сожалению, самая большая коллекция русских опер и балетов XVIII века находится в библиотеке Мариинского театра — бывшей Центральной музыкальной библиотеке, ранее Библиотеке Императорских театров, доступ в которую невозможен по неведомым причинам", — поделился музыкант.

Мало клавесинов и нет валторн

Барочные инструменты в Петербурге достать сейчас не так уж сложно. Андрей Пенюгин рассказал "ДП", что старые скрипки и виолончели в нашем городе никогда не переводились, а в последние десятилетия появились флейты, гобои, клавесины. А вот барочных труб и валторн в Петербурге пока нет, только в Москве. Что интересно, все хорошие клавесины находятся в частных руках. В государственных залах стоят в основном "нелепые поделки" второй половины XX века.
"Клавесинов в Петербурге не так много, ещё меньше площадок со своим инструментом: это некоторые лютеранские церкви, например Святой Екатерины и Петрикирхе, Центр старинной музыки Эглерио, Шереметевский дворец, Музей–квартира Римского–Корсакова. В остальных случаях я беру инструменты у других музыкантов — своего клавесина у меня, к сожалению, нет. Это инструменты либо российских мастеров, например Дмитрия Белова и Николая Полоскова, либо привезённые из Европы", — говорит Анна Савенкова.

Есть где сыграть

На перечисленных Анной Савенковой площадках выступают и Una Volta, и Санкт–Петербургский барочный ансамбль, и другие артисты. Андрей Пенюгин отметил, что наш город выделяется тем, что здесь много дворцов, храмов и частных домов с акустически хорошими залами, построенных в XVIII веке и являющихся современниками репертуара. Кроме того, есть уникальное место — Нижний храм Феодоровского собора, где позволяют выступать исполнителям такой музыки.
Весной на набережной канала Грибоедова откроется креативный кластер "Арте–Фактум" — творческое объединение клуба Una Volta и художника–графика Наталии Успенской–Максимовой. Музыкальной частью проекта в первую очередь станут концерты музыки Ренессанса и эпохи барокко. Основатели планируют сотрудничество со всеми коллективами Петербурга и, возможно, будут со временем приглашать исполнителей из Москвы и других регионов не только с концертами, но и с мастер–классами.
"Также в кластере будет установлен электронный орган мастера Даниила Грабова, будут проводиться и органные концерты. Главная идея наших органных концертов — показать, что орган — это нечто большее, нежели церковный инструмент или инструмент больших концертных залов — Филармонии или Капеллы. Также кластер будет работать как музыкальный коворкинг, в первую очередь для органистов и студентов, но и для остальных музыкантов тоже", — рассказала Александра Веткина.

Слушатель разный, но открытый

По словам Анны Савенковой, слушатель у старинной музыки разный, он меняется в зависимости от площадки, и часто у мест есть своя публика. В Анненкирхе, например, аудитория моложе, в библиотеках, например Маяковского и для слабовидящих, — постарше. Музыкант отметила, что не может вспомнить концерта, после которого никто из слушателей не подошёл бы, чтобы подробнее узнать об инструментах и музыке, и это всегда очень радует.
"Мы очень рады видеть в зале молодые лица, рады, когда к нам подходят и задают вопросы, знакомятся с новым для себя миром старинной музыки. Но на самом деле возраст не имеет значения. В первую очередь наши слушатели — это люди, открытые для нового, любящие импровизацию, без которой в старинной музыке никуда, люди, сердце которых открыто для тех ярких эмоций, которые способна подарить музыка барокко", — добавила Александра Веткина.

Благодаря любви и энтузиазму

В России на данный момент нет ни одного барочного коллектива, который содержится государством. Помогают частные спонсоры и гранты. По мнению Александры Веткиной, очень скромные гонорары вряд ли можно действительно считать заработком, прожить на них нельзя. Но и хобби старинная музыка тоже не является, так как в составе коллективов — профессиональные музыканты с огромным опытом работы в разных других коллективах и оркестрах. Например, основная работа у Анны Савенковой — преподавание музыкальной литературы в Училище Римского–Корсакова.
"Концерты, конечно, приносят какой–то заработок, но это меньшая часть дохода", — согласилась музыкант.
В Петербурге исполняют не только старинную музыку барокко и Ренессанса. С 2010 года в городе существует ансамбль СКМ — старинной крестьянской музыки. Как рассказал "ДП" его руководитель Василий Иванов, партитуры они делают сами на основе аудиозаписей народной музыки, в которых содержится очень много исторических материалов разных эпох. Инструменты — реконструкции и реплики исторических волынок, жалеек, ранних балалаек, гуслей, бубнов и других — артисты делают своими силами. О каком–то серьёзном заработке говорить тоже не приходится.