Успешный старт: как выбрать школу и подготовить ребёнка к экзаменам

Автор фото: Сергей Ермохин

Аудитория частных школ растёт. Что является конкурентным преимуществом на рынке частного образования и как родителям оценить эффективность обучения — обсудили эксперты "ДП".

Большинство родителей школьников, с которыми удалось побеседовать "ДП", в качестве основных преимуществ частных школ называют психологический комфорт для учеников и оптимизацию нагрузки. Зачем тратить деньги на многочисленных репетиторов, искать кружки после уроков, если можно заплатить за обучение в одной школе и получить весь спектр образовательных услуг? Этот прагматичный подход оказывается наиболее удобным для деловых родителей и максимально эффективным для их детей.

Спрос есть

Статистика показывает, что каждый год число учеников частных школ растёт. Как рассказали "ДП" авторы проекта "Просто Учиться" (карта и каталог всех частных, альтернативных и семейных школ в Петербурге), численность учащихся в государственных школах демонстрирует стабильный равномерный рост на протяжении всего периода наблюдения. В частных школах, напротив, с 2019 по 2022 год отмечался более высокий темп увеличения числа обучающихся по сравнению с государственными учреждениями.
По данным аналитического отчёта по рынку частных, альтернативных и семейных школ Петербурга и Ленинградской области, подготовленного проектом "Просто Учиться", если в 2015/16 учебном году количество учащихся в частных школах составляло 5 400 человек, то уже к прошлому учебному году их стало более чем вдвое больше — 12 083 человека.
Как ранее писал "ДП", стоимость обучения в частных школах Петербурга может варьироваться в диапазоне от 45 тыс. до 70 тыс. рублей в месяц. Практика показывает, что большинство родителей ориентированы на школы из среднего ценового сегмента и готовы платить около 50 тыс. рублей в месяц. Большие суммы (например, в некоторых школах они могут доходить до 100 тыс. рублей в месяц) могут позволить себе единицы.

Спокойствие — бесценно

Рост цен не пугает родителей, когда речь идёт об образовании детей. А за что они готовы даже переплачивать — так это за психологический комфорт ребёнка (а значит и свой). Нередко семейное спокойствие — решающий момент при переходе из бюджетной школы в частную, ведь ни для кого не секрет, что подготовка к экзаменам сопровождается повышенным градусом тревожности. Среди родителей есть устойчивое мнение, что частная школа может дать ребёнку больше внимания на проработку индивидуальных вопросов. Но это не единственная причина.
Директор частного общеобразовательного учреждения "Школа “Шамир”" Владимир Антокольский
Автор: Архив ДП
Директор частного общеобразовательного учреждения "Школа “Шамир”", федеральный эксперт ЕГЭ, к. п. н. Владимир Антокольский рассказал "ДП", что одной из основных проблем школьного образования сегодня является излишняя формализация. Как итог — такой подход заставляет не только детей бояться будущего, но и родителей нервничать вдвойне по поводу экзаменов. Как полагает Владимир Антокольский, вопрос излишней формализации решается логичным и хорошо проверенным способом — нужно подготовиться к тому, что тебя ждёт, быть знакомым с процедурой и технологией сдачи экзамена. Работает старая истина: предупреждён — значит вооружён.
"Например, если начать готовиться к экзамену заранее, то как минимум 80 баллов можно набрать спокойно. К ОГЭ лучше начинать готовиться в середине 8–го класса, а к ЕГЭ — в начале 10–го класса", — объяснил эксперт.
Директор частного общеобразовательного учреждения "Школа экономики и права" Елена Минаева обратила внимание, что наибольший результат в подготовке к экзаменам даёт индивидуальный подход. Поэтому родители всё чаще отдают предпочтение частным школам, чтобы получить результат в одной точке.
"Частная школа открывает ряд таких преимуществ, как персонализация и чуткая психологическая поддержка. В том числе тьюторское сопровождение и множество пробных экзаменов", — говорит Елена Минаева.
Многие современные школы вводят в свой штат тьюторов. Как правило, это специалист, который ближе всех взаимодействует с учениками и выполняет сопроводительную роль советчика, консультанта.
Директор частного общеобразовательного учреждения "Школа экономики и права" Елена Минаева
Автор: Архив ДП
"Например, у нас в школе есть несколько видов тьюторской поддержки. Во–первых, специалисты, которые помогают с профориентацией. Во–вторых, тьюторы, которые работают в психологической службе и оказывают учащимся наставническую поддержку, помогают разрешать кризисные ситуации", — добавляет Елена Минаева.
К слову, Школа экономики и права является одной из старейших и ведёт свою деятельность уже более 30 лет. В учреждении обучаются 500 детей 1–11–го классов. А также 100 воспитанников посещают детский сад "Дельфин". Елена Минаева полагает, что залог успеха школы — не только её репутация, которая складывалась десятилетиями, но также домашняя атмосфера, качественное питание и полная занятость детей.

Мера успеха

Если причины для выбора частной школы у каждого свои, то критерии, по которым можно выбрать учреждение, подчас неочевидны. Чаще всего об эффективности школы судят, опираясь на показатели академических успехов: число стобалльников и поступивших в престижные вузы (желательно на бюджет). Этим показателем гордятся во всех школах, но, как правило, он совершенно нерелевантен в случае, когда речь идёт о выборе школы для первоклассника. Что же является безусловным признаком эффективности образования — один из сложнейших, субъективных и дискуссионных вопросов. Впрочем, эксперты полагают, что помимо индивидуальных целей и достижений есть общечеловеческие ориентиры, понятные для каждого.
"В образовании надо не бояться потратить лишнее время. В этом смысл педагогики — нужно всегда найти способ заинтересовать ребёнка и вовлечь его. Формальные результаты далеко не всё определяют в обучении. Ценность полученного школьного образования выявляется только лишь на временном расстоянии, через 10–15 лет. И показатели успешного образования очевидны — социализация, работа, семья, а также умение брать ответственность как за себя, так и за близких", — подчёркивает Владимир Антокольский.
Елена Минаева добавляет, что не менее важны жизненные компетенции, например навыки оказания первой медицинской помощи. Впрочем, как отмечает эксперт, сейчас особенно актуальны программы инженерно–технологического образования, робототехника, языки программирования. Так, на базе Школы экономики и права для учащихся доступны лаборатории VR, авиаконструкторская площадка, прототипирование.
"Нам важно, чтобы ребёнок не просто находился в школе с утра до вечера, но и проживал яркую, интересную жизнь. Благодаря новым технологическим форматам обучения меняется и само взаимодействие между учителем и школьником. Преподаватель перестаёт быть утилитарным ментором и становится партнёром для реализации проектов, частью команды детей. Чтобы понять, кем ребёнок хочет стать, когда вырастет, нужно дать ему возможность реализовать все его интересы", — резюмирует Елена Минаева.