Потехе — час: петербуржцы на фоне роста зарплат начали больше развлекаться

Жители Петербурга увеличили свои зарплаты и стали больше тратить на досуг
Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"
Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"

На фоне роста зарплат и небывалой доходности краткосрочных депозитов население стало чаще и больше развлекаться. По разным оценкам, расходы россиян на культурные мероприятия и рестораны за год выросли на треть.

За 2024 год объём депозитов населения в банках РФ вырос на 57%, или 20,9 трлн рублей, превысив отметку 57,5 трлн.
Приумножение жителями Петербурга своих сбережений по темпам прироста оказалось в 2 раза ниже, чем в среднем по стране. Сумма увеличилась всего на 26%, что эквивалентно дополнительным 863,7 млрд рублей, совокупная сумма дошла до 4,24 трлн. Но, если сопоставить эти данные с официальной численностью жителей города, получается, что в среднем каждый петербуржец на начало января 2025 года хранил в банках по 758 тыс. рублей, "заработав" за год только на процентах не менее 155 тыс.

Статистика на любой вкус

Безусловно, столь стремительному росту накоплений помогают не только высокие ставки по депозитам. Их пик был в декабре минувшего года (по данным ЦБ РФ — 22,28% годовых). По данным Петростата, по итогам ноября средняя номинальная заработная плата в городе достигла 106 тыс. рублей, увеличившись за год на 14,1%. Исключая показатель официальной инфляции (9,52% за 2024 год), можно предположить, что реальные доходы населения всё же каким–то образом выросли. И излишки, вопреки наставлениям ЦБ РФ, были потрачены как раз на развлечения.
Наметившийся тренд роста трат на общепит и культурные мероприятия эксперты заметили ещё в середине прошлого года. Очевидным объяснением стала идея, что раз жителям никак не удаётся накопить на крупные покупки (квартиры и машины становятся всё недоступнее), то они предпочитают тратить незапланированные излишки на удовольствия.
Другая причина — стремительный рост стоимости билетов, который аккуратно называют индексацией. Городские и федеральные музеи в Петербурге не спешат увеличивать входную плату, но могут организовывать выставки, посещение которых стоит отдельных денег. Аппетит концертных площадок и театров никто не ограничивает.
Ситуация осложняется тем, что единой методики подсчёта трат на развлечения не существует. Росстат к ним относит, например, помимо прямых расходов на кинотеатры и спортивные мероприятия ещё и покупку табака и алкоголя. Различные платформы и агрегаторы по реализации билетов на зрелищные мероприятия оперируют своими собственными данными, как количественными, так и финансовыми. Но выводы сильно меняются в зависимости от того, выступает та или иная платформа эксклюзивным продавцом на конкретное мероприятие или предлагает наибольший кешбэк.
В результате при желании можно найти подтверждение почти любой версии относительно того, как меняются затраты россиян на досуг. К примеру, аналитики проекта FinExpertiza на основе данных Росстата подсчитали, что по итогам III квартала 2024 года расходы россиян на спортивные и культурные мероприятия, отдых и хобби увеличились почти в 2 раза (+76% год к году). И оказались рекордными за последние 6 лет. Но вот в Петербурге, по этим же данным, ситуация выглядит более чем пессимистично: средние затраты на организацию отдыха семьи из трёх человек по сравнению с июлем–сентябрём 2023–го рухнули на 23%, с 11,1 тыс. до 8,56 тыс. рублей, а уровень расходов на посещение кафе и ресторанов упал на 19%, с 4,5 тыс. до 3,8 тыс. рублей.

Культурные расходы

По данным сервиса "Яндекс.Афиша", наибольший рост в 2024 году по Петербургу показали спортивные соревнования и матчи — средний чек в этом сегменте вырос на 34%, до 1,45 тыс. рублей. Также увеличился средний чек на билеты в кино (+19%, 785 рублей), на концерты (+15%, 4,78 тыс.) и в театр (+15%, 4,63 тыс.). Средний чек на новогодние ёлки вырос на 13%, до 6,54 тыс. В сервисах МТС Live (Ticketland, Ticketscloud) средняя цена билетов на мероприятия увеличилась с 1,85 тыс. до 2,05 тыс. рублей (+11%). Билеты в театр подорожали на 14%, с 2,79 тыс. до 3,18 тыс. рублей, на спортивные мероприятия — тоже на 14%, с 1,1 тыс. до 1,26 тыс. рублей.
Согласно ЕАИС Фонда кино, число проданных в городе билетов в кинотеатры выросло на 7% по сравнению с 2023 годом и превысило 8,27 млн штук.
Сборы площадок (что эквивалентно и затратам зрителей) увеличились на 25%, превысив 3,1 млрд рублей. Таким образом, средняя стоимость одного билета в кино в Петербурге достигла 376 рублей (+16,5%).
Аналитика "Сбера" говорит о том, что в 2024 году общие расходы в Петербурге в категории "досуг" составили 207,8 млрд рублей, что на 31% больше, чем в 2023–м. Число транзакций также выросло — до 356,3 млн (в 2023 году — 294,3 млн транзакций, или +21%). По оценке "Сбера", больше всего тратили в заведениях быстрого питания (60% трат, или 125,1 млрд рублей), ресторанах и кафе (24%, или 50,1 млрд), билетных кассах (2,8%, или 5,8 млрд), загородных, спортивных и оздоровительных клубах (5,5 млрд), а также в барах и ночных клубах (3,6 млрд).

Не сидится на месте

В категории "спорт и спортивный отдых", куда аналитики МТС банка включили фитнес–клубы, спортивные секции, школы и лагеря, бассейны, бильярдные и боулинг–клубы, массажные салоны и киберспорт, количество транзакций в Петербурге выросло на 34%. Наибольший рост показали бильярдные клубы (+73%), массаж (+58%) и боулинг–клубы (+41%).
Популярность киберспорта и ограничения на оплату в зарубежных онлайн–магазинах и на платёжных сервисах привели к наплыву посетителей в игровых клубах, количество транзакций в них увеличилось в 2,3 раза. Средний чек больше всего увеличился в бильярдных и боулинг–клубах (на 22% и 19% соответственно).
В категории "путешествия и туризм" общее количество транзакций выросло на 13% — здесь аналитики для расчёта использовали покупку авиа– и железнодорожных билетов, билетов на посещение различных туристических достопримечательностей, транзакции в отелях и турагентствах. Больше всего за год увеличился спрос на различные туристические достопримечательности, продажи билетов в которые выросли на 27%. На втором месте по росту продаж железнодорожные билеты (+15%). Количество покупок в турагентствах увеличилось на 11%. Средний чек больше всего повысился на железнодорожные билеты — на 22%, что может говорить о том, что петербуржцы стали ездить на более длинные расстояния или стали покупать билеты более высокого класса.
Также в 2024 году петербуржцы и гости города стали чаще посещать рестораны, бары, кафе и фастфуд. Количество чеков в заведениях общепита выросло на 11%, а средний чек — на 8%. Больше всего увеличилось количество транзакций в барах, на 36%, а средний чек больше всего повысился в ресторанах — на 17%.

Туристический фактор

Влияют и показатели "Пушкинской карты". За три с небольшим года продажи по ней в целом по стране превысили 80 млн билетов более чем на 40 млрд рублей (не менее 15–20% этих трат приходится на Петербург). Недавно в Москве стали обсуждать идею распространения на общероссийский уровень петербургского опыта по выделению субсидий для посещения культурных мероприятий гражданами старше 55 лет (проект "Серебряная карта"). И хотя в городе выпущено немногим более 100 тыс. таких карт, а стоимость посещения выборочных музеев по ней до 1 марта 2025 года составляла 1 рубль, активность отдельных пенсионеров могла существенно повлиять на количество проданных билетов. Кроме того, статистику серьёзно искажают гости Петербурга.
Как сообщил в своём telegram–канале вице–губернатор Алексей Корабельников, в апреле–декабре 2024 года город посетило свыше 3 млн туристов. Из них 2,2 млн оказались плательщиками курортного сбора (его ставка в прошлом году составляла 100 рублей за сутки размещения). Из суммы сбора 776 млн рублей, поступившей в бюджет, следует, что в среднем один турист находился в городе 4,5 дня. За это время он, очевидно, посещает кафе и рестораны, ходит в музеи и, вполне возможно, на катки и стадионы.
Комитет по развитию туризма утверждает, что в 2024 году Петербург посетило свыше 11,6 млн туристов, побив абсолютный рекорд 2019 года. В это число чиновники включают не только "классических" туристов, но и так называемые деловые, образовательные и медицинские поездки. Хотя подобные цели визитов никак не ограничивают гостей от трат на досуг.
Между ростом заинтересованности и спроса населения города на культурно–развлекательные услуги и невозможностью совершать инвестиции в крупные покупки нет никакой связи. В экономическом плане это совсем разные виды расходов, которые осуществляются независимо друг от друга. Многие переориентировались на внутренний туризм. Они следят за новинками, театральными премьерами, интересуются открытием новых кафе, ресторанов и картинных галерей. Это престижно, и за счёт таких людей в определённой мере платёжеспособный спрос на развлечения растёт. Импортозамещение касается не только заводов и фабрик. Оно проявляется и в сфере развлекательных услуг, причём достаточно успешно и экономически эффективно. В целом на увеличение расходов на развлечение повлияли рост доходов населения, изменение образа жизни людей (стремление к более активному и насыщенному досугу), появление новых форм развлечений и растущая конкуренция между ними, активная реклама и маркетинговая деятельность предприятий этой индустрии, продолжающийся процесс урбанизации, быстрое развитие технологий (онлайн–платформы, онлайн–подписки, совершенствование сервисов доставки и т. п.).
Линда Рыжих
к. э. н., доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт–Петербурге
В 2024 году жители и гости Петербурга активно посещали как масштабные музыкальные события, так и камерные концерты и шоу. По количеству проданных билетов в топ–3 вошли выставка "Панк–культура. Король и Шут", концерт "Орган при свечах" и ледовое шоу Татьяны Навки "Лебединое озеро". При этом петербуржцы по–прежнему активно посещают сольные концерты российских музыкантов и стендап–выступления. Концерты стали лидером по доле от продаж билетов в Петербурге, обеспечив 49%. Театральные постановки заняли второе место с долей 31%, на новогодние ёлки пришлось 6% продаж, ещё 5% — на стендап–выступления. Оставшиеся 9% обеспечили продажи на выставки и спортивные мероприятия. В Петербурге чуть больше, чем в целом по России, любят театры (31% продаж в Петербурге против 25% по России).
Энрико Мазавришвили
директор по развитию бизнеса "Яндекс.Афиши"
Рост среднего чека на развлекательные мероприятия в Петербурге год к году, по нашим данным, всего порядка 3%. При этом по всей РФ цены, конечно, выросли сильнее, в среднем на 7%. Прирост общего оборота по номиналу проданных билетов рекордный. В 2024 году люди стали активно возвращаться к развлекательному контенту и планировать свой досуг. Самые популярные категории мероприятий среди петербуржцев в 2024 году: концерты, театры, шоу, спорт. Категория "концерты" приросла на 25% в денежном выражении, "театры" — на 21%. Также выросли продажи в категории "шоу и фестивали". Рост выручки связан в первую очередь с количеством наших пользователей, возросшим интересом к мероприятиям, увеличением их числа и лишь отчасти с ростом цен на билеты. Например, количество заказов в Петербурге в 2024 году выросло на 50% по отношению к 2023–му, при этом мы сами промоутировали более 100 мероприятий по России.
Елена Глуховская
генеральный директор ГК Kassir.ru