В преддверии вручения "Оскара" "ДП" вспоминает фильмы, создатели которых надеялись стать лауреатами, но вошли в историю кинематографа в ином статусе.
В ночь со 2 на 3 марта Американская киноакадемия в 97–й раз раздаст свои награды. По числу номинаций — 13 — в этом году лидирует мюзикл Жака Одиара "Эмилия Перес". В спину ему дышат "Бруталист" Брэди Корбета и "Злая: сказка о ведьме Запада" Джона М. Чу, каждый с 10 номинациями. Однако в истории премии уже не раз случались драмы, когда фильм, выдвинутый во всех возможных категориях, не получал ничего.
"Лисички" (The Little Foxes, 1941, 16+), 9 номинаций
Братья Бен (Чарльз Дингл) и Оскар (Карл Бентон Рид) Хаббард собираются приобрести хлопчатобумажную фабрику. Денег не хватает, и они просят свою сестру Реджину (Бэтт Дэвис) убедить тяжело больного мужа Хорэса Гидденса (Герберт Маршалл) инвестировать в их проект $75 тыс. В многоходовую финансовую авантюру пытаются втянуть дочь Реджины и Хорэса — Александру (дебютантка Тереза Райт) и Оскаровых сына Лео (Дэн Дьюриа) и жену Берди (Патрисия Коллиндж). Реджина в конце концов добивается своего — получает целое состояние, но платит непомерную цену, потеряв мужа и дочь.
Премьера постановки по пьесе "Лисички", написанной Лилиан Хэллман, состоялась в Нью–Йорке 15 февраля 1939 года и выдержала 410 представлений. Реджину Гидденс играла Талула Бэнкхед. Она же считалась главной претенденткой на эту роль в будущей экранизации, задуманной Уильямом Уайлером. Но Дэвис удалось убедить режиссёра сделать выбор в её пользу. Актриса к тому моменту уже дважды выигрывала "Оскар", в том числе и за роль в фильме Уайлера "Иезавель". "Лисички" же стали их последней совместной работой.
Фильм, получивший девять номинаций, не смог реализовать ни одной. Но в историю кино он всё–таки вошёл не болезненным проигрышем, а выдающейся операторской работой Грегга Толланда, к тому моменту уже выигравшего "Оскар" за "Грозовой перевал" (1939). Хотя академики предпочли вовсе не заметить художественные достижения, что впоследствии не помешало включить "Лисичек" в киноучебники. Режиссёр Уайлер взял оскаровский реванш спустя всего 2 года — за фильм "Миссис Минивер".
"Пэйтон–Плейс" (Peyton Place, 1957, 16+), 9 номинаций
В канун Второй мировой в городке Пэйтон–Плейс, расположенном где–то в Новой Англии, случается невероятное: в школу приходит новый директор. Хотя все были уверены, что им станет заслуженная учительница математики мисс Торнтон. Среди тех, кто расстроен назначением, оказываются будущие выпускники: Эллисон МакКензи (Диана Варси), мечтающая стать писательницей, её близкая подруга скромница Селена Кросс (Хоуп Лэнг), застенчивый Тед Картер (Дэвид Нельсон), главный красавчик Родни Кэррингтон (Брайан Коу) и страдающий от материнской гиперопеки Норман Пэйдж (Расс Тамблин). Всем им предстоит узнать много нового: о лицемерии общепринятой морали, двуличии взрослых, их консервативности и нежелании замечать перемены. А значит бунт молодых героев в самых разных формах неизбежен.
Роман Грейс Металиус вышел в 1956 году и стал сенсацией благодаря не столько художественным достоинствам, сколько содержанию. Автор писала о вещах, о которых не говорили открыто: изнасилование, самоубийство, подростковая беременность и вынужденный аборт, напускная набожность и филистерство. Голливуд не мог пройти мимо такого материала, и вскоре стало известно об экранизации бестселлера, за которую взялся Марк Робсон. Кодекс Хейса продолжал действовать, да и общественная мораль не выдержала бы всего того, что могли показать на экране, поэтому в сценарий внесли коррективы.
Тем не менее фильм отлично прошёл в прокате, собрав $11 млн, актриса Лана Тёрнер (сыграла миссис МакКензи) вернулась из небытия, а Киноакадемия выдвинула его в девяти номинациях. На этом киноистория маленького городка могла бы закончиться, но она продолжилась спустя четыре с лишним десятилетия, когда Дэвид Линч обдумывал "Твин–Пикс". Кто бы мог подумать, что картина Марка Робсона даст импульс к созданию сериала, изменившего представление о телевидении вообще?!
"Цветы лиловые полей" (The Color Purple, 1985, 18+), 11 номинаций
Крошечный городок южного штата Джорджия в начале ХХ столетия. Две темнокожие сестры — подростки Сели и Нетти — терпят постоянные побои, унижения, оскорбления от знакомых и незнакомых мужчин. Старшая из девочек в очередной раз беременеет и рожает от отца (позже выясняется, что он — отчим), который забирает ребёнка и отдаёт семье пастора. Однажды в их доме появляется фермер "Мистер" (Дэнни Гловер), желающий взять в жёны юную Нетти, но вместо неё получает Сели. Супруг оказывается таким же чудовищем, как и отец.
Режиссёром "Цветов", где снимались преимущественно темнокожие актёры, выступил Стивен Спилберг. Когда Куинси Джонс предложил экранизировать роман Элис Уокер, тот сперва отказался, поскольку сомневался, сможет ли справиться с таким материалом. Но в конце концов Джонс смог убедить одного из самых коммерчески успешных режиссёров взяться за этот проект.
В "Цветах" полно тем, актуальных и сегодня: патриархат, фанатичная религиозность, социальное, гендерное и расовое неравенство. Спилберг же не проговаривает ни одну из них до конца, и фильм оказывается больше похож на лоскутное одеяло, чем на внятное авторское высказывание. Впрочем, эта пестрота не стала препятствием для выдвижения в 11 номинациях. Однако заветные статуэтки достались Сидни Поллаку и его драме "Из Африки", а также Джеральдин Пейдж (категория "Лучшая женская роль") и Анжелике Хьюстон (категория "Лучшая женская роль второго плана"). Сыгравшей одну из героинь Вупи Голдберг пришлось ждать своего оскаровского часа ещё целых 6 лет, Стивену Спилбергу — все восемь.
"Железная хватка"(True grit, 2010, 18+), 10 номинаций
14–летняя Мэтти Росс (дебютантка Хейли Стейнфилд) хочет найти убийцу своего отца, для чего нанимает маршала Рустера Когберна (Джефф Бриджес), чья репутация не известна только нездешним. Быстро поняв, что представляет собой компаньон, Мэтти проявляет деловую и по–настоящему железную хватку, настояв на совместных поисках, ведь лишь тогда она будет уверена в результате. Вскоре к ним присоединяется герой Мэтта Деймона — техасский рейнджер ЛаБёф, считающий, что юной девице место у камелька, а не в погонях за бандитами по унылой пересечённой местности.
Первый раз одноимённый роман Чарльза Портиса экранизировал Генри Хэтауэй в 1969 году. Роль циничного маршала–пропойцы тогда сыграл главный ковбой Голливуда Джон Уэйн, его партнёрами стали Ким Дарби и Глен Кэмпбелл. Спустя полвека братья Итан и Джоэл Коэны совершили перезагрузку сюжета о Диком Западе и людях, его населявших.
Несмотря на попытки соавторов минимизировать их привычную иронию, эксцентрику и прочие кунштюки, за которые зрители так любят коэновские фильмы, в "Хватке" они всё равно проявляются, пусть и не в таком объёме, как прежде. Скажем, в одной из сцен навстречу изумлённым героям выезжает медведь верхом на лошади и заговаривает с ними, предлагая услуги доктора. И таких ярких эпизодов здесь предостаточно.
Американская киноакадемия оценила усилия братского тандема и его команды в 10 номинаций, включая самые престижные, но предпочтение отдала драме Тома Хупера "Король говорит" и Колину Фёрту, Мелиссе Лео ("Боец"), "Социальной сети" Дэвида Финчера, "Алисе в Стране чудес" Тима Бёртона и "Началу" Кристофера Нолана.