К вашим услугам: кто и где использует роботов в Петербурге

Петербург вошёл в число лидеров по внедрению роботов в бизнес–процессы
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Петербург является одним из лидеров по применению роботов в сфере сервиса — они доставляют продукты, убираются и сортируют товары для складов. Кадровый голод делает это направление одним из самых перспективных.

По данным RoboJobs, в России в 2024 году более 460 компаний разрабатывали, производили и интегрировали сервисных роботов для бизнеса. 63 из них зарегистрированы в Петербурге. Предприятия специализируются на роботах для складской логистики (Company ANT, Smart Processing Solutions, "Семаргл"), медицины (M Robot, Hocoma), строительства и ремонта (Balo Robots, Brokk), диагностики и мониторинга (SPBU Dynamics, Robodem, "Диаконт"), а также спорта и развлечений ("Геоскан") и автономных роботов (Dioram).

Удобные сотрудники

В конце февраля в аэропорту Пулково начали использовать автономных роботов для уборки и дезинфекции залов регистрации и терминалов прибытия. Разработчиком является российская компания Waybot Robotics. Роботы оснащены системами компьютерного зрения и искусственным интеллектом (ИИ). За один цикл зарядки устройство обрабатывает до 5 тыс. м2, очищая 1,5 тыс. м2 ежечасно. Для навигации в динамичной среде используются лидары и стереокамеры, обеспечивающие точное распознавание препятствий и людей.
В конце декабря 2024 года аэропорт начал тестирование беспилотных автономных колёсных роботов "Пиранья" — они занимаются перевозкой негабаритных вещей и чемоданов пассажиров с ограниченной мобильностью, а также участвуют в логистике грузов в багажном отделе.
Пилотный проект по внедрению роботов–мойщиков PUDU в прошлом году запустила торговая сеть "Перекрёсток" в своих супермаркетах. Качество уборки получается выше, а время автономной работы больше, чем у человека–уборщика, рассказали "ДП" в пресс–службе X5 Group. За час человек с поломоечной машиной отмывает 100 м2, в то время как робот — 1 тыс. м2. Механизм может выполнять как комплексную уборку, так и локальные задачи — например, очистить пол, если что–то упало. Сейчас роботы–мойщики работают в десяти супермаркетах "Перекрёсток" в Петербурге и одном — в Колтушах (Ленинградская область). Сеть планирует внедрить эту технологию ещё в 16 магазинах.
"Зарядку и замену воды робот производит автоматически, человеку остаётся лишь почистить фильтр и запустить его с приложения. Управлять этой системой может любой сотрудник — от директора до линейного персонала", — добавили в компании.
Существуют и складские роботы. В 2022 году на Софийской улице СДЭК запустил сортировочный центр, оснащённый первой в России роботизированной системой сортировки. Система, в которой трудятся 95 роботов Geek+ S20C, позволяет обрабатывать до 60 тыс. отправлений в сутки. Роботы функционируют на участке примерно 1,5 тыс. м2, что существенно меньше площади традиционных линий сортировки. Своих роботов на складах также использует "Яндекс.Маркет".

Мастера на все руки

Доцент факультета систем управления и робототехники ИТМО Владимир Громов подчёркивает, что в России робототехника в сфере услуг переживает небывалый взлёт. Многие связывают его с бумом онлайн–ретейла и маркетплейсов. Взрывной рост таких площадок привёл к тому, что компаниям не хватает кадров. Решение видится в роботизации.
Крупные компании активно включаются в конкуренцию. "Яндекс.Маркет" и "Сбер" представили свои опытные системы роботизации складов, позволяющие перемещать и собирать заказы. Кроме того, "Сбер" показал робота для пересчёта, сортировки и упаковки наличности без участия человека в кассовых центрах. X5 Group тестируют автономные вилочные погрузчики для своих складов. "Лемана ПРО" показала опытный образец робота с ИИ, который разбирает паллеты на отдельные коробки разных размеров. OZON и Wildberries заявили о своих намерениях по роботизации бизнеса. "Роверы от “Яндекса” хоть и остаются экспериментальными, но продолжают кататься по городам страны. И это только небольшая часть примеров", — отмечает эксперт.
Кроме больших проектов у каждой команды разработчиков, как правило, есть проекты роботов поменьше для внутреннего использования: дезинфекторы, доставщики офисной утвари и так далее.
Сооснователь компании Promobot Олег Кивокурцев отмечает, что в отличие от промышленных, которые начали развиваться с 1970–х годов, сервисные роботы — это относительно новое направление. Их внедрение в различные отрасли часто носит тестовый характер и не всегда закрепляется на долгосрочной основе. Тем не менее рынок достаточно обширен, ежегодно появляются новые компании и направления. Кивокурцев уверен, что Россия занимает одно из лидирующих мест на мировом рынке.
Promobot является крупнейшим производителем сервисных роботов в России, Европе, а также Северной и Южной Америке. Как утверждает Кивокурцев, главными конкурентами компании являются только производители из Азии.
"В стране также много стартапов, работающих в области AGV (автоматизированные управляемые транспортные средства) и AMR (автономные мобильные роботы), таких как Ronavi, Citec и другие. В Якутии, к примеру, был разработан робот под названием “Ведроид” для индустрии клининга", — добавил эксперт.
Автор telegram–канала PROrobots Алексей Бойко ожидает бурного развития сервисной робототехники в ближайшие 10 лет с ростом объёма рынка в десять и более раз. Один из основных барьеров на пути массового внедрения — низкая востребованность. "Часто лица, принимающие решения, недостаточно осведомлены об уровне развития соответствующей техники. Многие смотрят на коллег — внедряют ли они такую технику. В итоге старт получается медленным", — объясняет он.

Вызовы времени

Что касается промышленных роботов, то здесь Северная столица тоже лидирует. "Петербург может гордиться результатами по части уровня развития промышленной робототехники в сравнении с другими российскими регионами. Это связано с развитой в городе автосборочной промышленностью. Вместе с тем уровень роботизации тяжёлой промышленности не столь велик. Возможно, потому, что она традиционно ориентирована на малосерийное или штучное, уникальное производство", — говорит Бойко.
Владимир Громов соглашается — промышленные манипуляционные роботы сейчас занимают значительную часть от общей роботизации в бизнесе. "Но, как показала практика, сфера услуг тоже требует роботизации, чтобы успевать за растущим спросом. Это связано с большим количеством неопределённостей: разнообразием форм товаров, с которыми необходимо взаимодействовать; перемещением объектов на складах; находящимися вокруг роботов людьм. Большим препятствием является высокая стоимость разработки и сложности в расчётах окупаемости", — рассказывает эксперт.
Олег Кивокурцев отмечает, что сервисные роботы активно внедряются в гостиничный бизнес, торговые центры, музеи и банки. "В какой–то момент нарастала популярность роботов–охранников, патрулирующих как внутренние, так и наружные пространства", — добавляет он.
Создание новых типов роботов выдвигает дополнительные требования к конструкции, используемым методам сбора и обработки данных, программному обеспечению. Но рост онлайн–ретейла и дефицит кадров меняют взгляд на роботизацию, резюмирует Бойко.