Продолжить бизнес в России решили более половины иностранных компаний. В Петербурге и Ленобласти у западных собственников остались заводы и бизнес–центры, модные бренды и торговые сети.
В прошлом году сразу несколько крупных активов в Петербурге и Ленобласти перешли от зарубежных собственников российским. В их числе деревоперерабатывающее предприятие Metsa в Подпорожском районе, завод Caterpillar в Тосно, доля в петербургском ТЦ "Жемчужная плаза" и т. д.
Таким образом, спустя 3 года после начала массового исхода западных компаний из России в регионе осталось лишь считаное количество активов, которые пока не нашли нового владельца. Вместе с тем выяснилось, что значительное число компаний из стран, оказавшихся в списке недружественных, остались в России и, судя по всему, намерены продолжать здесь работать.
Точных данных о количестве ушедших и оставшихся компаний нет. Последнее исследование на этот счёт было опубликовано почти год назад — в мае 2024–го. Его подготовил Венский институт международных экономических исследований. По его оценкам, на тот момент 9,5% иностранных компаний полностью ушли из России, 32,2% официально анонсировали свой уход, 14,3% сократили часть бизнес–операций либо отложили запланированные инвестиции, 42,8% решили остаться, по 1,1% нет данных. Логично предположить, что в прошлом году уходили компании из второй категории. Следовательно, больше половины из них остались.
Кто остался на российском рынке
В профильных комитетах Смольного "ДП" заявили, что не ведут статистику по компаниям, принадлежащим собственникам из недружественных стран.
“
"В Ленобласти продолжает работать ряд предприятий с участием иностранного капитала, — сообщили в областном комитете экономического развития и инвестиционной деятельности. — Их владельцы приняли решение остаться, так как российский рынок важен для них, но публичности стараются избегать. При этом они обеспечивают рабочие места и достойные условия труда".
Впрочем, многие не скрывают своего присутствия в России. Немецкий производитель стройматериалов Knauf ещё в 2022 году заявил о продолжении работы на местном рынке. Правда, весной прошлого года в Минпромторге сообщили, что компания передаст российский бизнес местному менеджменту с условием обратного выкупа. Но пока собственники российских юрлиц группы не менялись.
Датская Rockwool, выпускающая теплоизоляционные материалы, летом 2023–го завершила модернизацию на заводе в Выборге для сокращения энергопотребления. В то же время компания из–за санкций отказалась от инвестпроекта по расширению предприятия на 200 млн евро.
Присутствие в регионе сохраняют транснациональные табачные компании: японская Japan Tobacco и американская Philip Morris. Первая перенаправила часть логистических цепочек через Турцию, чтобы сохранить бизнес в РФ, вторая подчёркивала, что не готова продавать активы на невыгодных условиях.
Несмотря на громкие продажи, значительный объём недвижимости Петербурга остаётся в фактической собственности или управлении иностранцев. Например, на Невском проспекте до сих пор работает коворкинг сети Regus, оператором которой является международная компания IWG — крупнейший в мире оператор коворкингов, акции которого торгуются на Лондонской фондовой бирже. Основной владелец компании — британский предприниматель Марк Диксон.
Российские юрлица остались в собственности британских структур IWG, однако объёмы бизнеса в РФ сократились. Так, закрылись две площадки компании в Петербурге, а также офисы в Екатеринбурге и Челябинске. Кроме того, Regus фактически прекратил публичную активность, хотя ранее российские руководители компании давали интервью, участвовали в отраслевых мероприятиях и т. д. При этом Regus активно продолжает работать на рынке офисной недвижимости европейских стран. Также активно он работает и на Украине, где у компании четыре офиса в Киеве и два во Львове.
По словам генерального директора компании Space1 Михаила Бродникова, которая в прошлом году приобрела бизнес другой глобальной компании WeWork, уход Regus из России предопределён, поскольку она утратила лидирующие позиции, лишена ресурсов и шансов для роста, в том числе по политическим соображениям.
Бельгийская логистическая компания Ahlers, собственник складского комплекса в Горелово, тоже до сих пор работает в РФ. St Petersburg Property Company AB — шведская инвестиционная компания. Через дочерние компании она владеет тремя офисными зданиями в центре города: "Оскар", "Магнус" и "Густав". Claesson & Anderzén AB через "Ладога Холдинг Аб" владеет 49% в АО "Свенска Хюсет", которому принадлежит здание, где ранее располагалось консульство Швеции, на Малой Конюшенной ул., 1–3. Кроме того, у компании есть участок в деревне Корабсельки.
Весь бизнес "Дженсен групп" — а это МФК "Ривер хаус" на ул. Академика Павлова, 5; офисные центры Jensen House на Невском пр., 32, и на 3–й линии В.О., 62; ТЦ "Невский пассаж" и другое имущество — изначально был оформлен на кипрские компании "Валиспа Венчурс Лимитед", "Хинрэйн Холдингс Лимитед" и "Шелда Энтерпрайзес Лимитед". Считается, что они связаны с американской Jensen Group, однако последняя не упоминает российские активы в своих отчётах.
В строительном секторе продолжает деятельность АО "Ханса Строй", единственным акционером которого является финская компания Hansastroi OY. Компания входит в состав Hansa Group и в качестве генподрядчика сейчас строит многофункциональный комплекс на Коломяжском пр. "При этом российское подразделение “Ханса Строй” абсолютно автономно, работает исключительно на территории РФ, имеет независимое финансирование и все взаиморасчёты проводит через российские банки", — отмечает директор направления "Девелопмент" компании Hansa Group Владимир Ревенков.
Другая финская компания, EKE Group, по–прежнему владеет имущественным комплексом в саду Сан–Галли на Литейном пр. Однако известно, что она хочет его продать.
В торговой недвижимости иностранцы остались в ТРЦ "Питер Радуга", принадлежащем нидерландскому собственнику, и в Fashion House Outlet Centre, собственники которой находятся в Польше. Большой портфель торговой недвижимости — у "МЕТРО Кэш энд Керри", дочерней структуры нидерландского ретейлера.
В финансовом секторе продолжают работу филиалы швейцарского банка Credit Suisse, немецкого Deutsche Bank, американского Citibank, австрийского Райффайзенбанка, итальянского UniCredit и шведского СЭБ банка. Но для проведения сделок с долями в этих банках необходимо специальное разрешение президента. По данным Банка России, размер участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале кредитных организаций на 1 января 2025 года составил 5,86% (против 6,95% годом ранее), у страховых организаций — 3,69% (4,79%).
На рынке розничной торговли самыми яркими примерами международных брендов, не пожелавших покинуть Россию, являются сети Metro и "Ашан", представленные в Петербурге. Их основными собственниками остаются нидерландское ЗАО "Метро Кэш Энд Керри Интернэшнл Холдинг Б. В." и французское АО "Сожепар" соответственно. В пресс–службе Metro напомнили, что бизнес в России они развивают уже более 20 лет.
"При этом большая часть клиентов компании — b2b, то есть представители малого и среднего бизнеса: рестораны, отели, кафе, офисы, независимая розница. Мы чувствуем ответственность за сотрудников компании, за поставщиков, с которыми мы работаем. Именно поэтому компания продолжает свою деятельность в России, выстраивая долгосрочные и устойчивые взаимоотношения с партнёрами и клиентами", — добавили там.

В пресс–службе "Ашана" от комментариев предпочли воздержаться. Хотя именно эта компания столкнулась с очевидным проявлением давления из–за работы на российском рынке. В феврале 2023 года несколько французских СМИ написали о том, что сотрудники "Ашана" якобы собирали гуманитарную помощь для российских военнослужащих. Однако дальше гневных заявлений дело не пошло, и ретейлер отделался тем, что выпустил коммюнике с опровержением.
Возникали у компании проблемы и внутри страны. Весной 2024 года "Ашан" сообщал о том, что ФНС намерена доначислить ему около 180 млн рублей неуплаченных налогов. Очередной отчёт ретейлера пока что не опубликован, так что неизвестно, чем закончилась эта история. На этом фоне осенью 2024 года начали циркулировать слухи о том, что сеть всё же собирается покинуть российский рынок, продав бизнес кому–нибудь из конкурентов. В компании всякий раз заявляют, что не комментируют слухи.
В сегменте fashion–ретейла сохранили присутствие на российском рынке такие бренды, как Calzedonia, Intimissimi, Mango, Lacoste.
“
"Они остались благодаря высокой доле рынка, устойчивому спросу и налаженным поставкам. Кроме того, многие из них адаптировали бизнес–стратегии: кто–то сменил юридическое лицо, кто–то перешёл на локальных дистрибьюторов. Основной мотив — финансовая целесообразность и сильная позиция на рынке", — говорит ведущий проджект–менеджер торгового направления MPSTATS Александра Емелина. По её оценке, компании, продолжившие работу в России после 2022 года, в большинстве случаев выиграли: они заняли освободившиеся ниши и укрепили позиции. Однако санкции и экономические ограничения создавали сложности.
Региональный директор департамента торговой недвижимости NF GROUP Евгения Хакбердиева добавляет к перечню проектов, сумевших сохранить свои позиции на российском рынке без репутационных потерь, итальянские компании Benetton Group и Teddy Group (бренды Terranova и Calliope). "Они остались на российском рынке, не меняли наименования и не продавали свои торговые площади. Когда удалось решить трудности с логистикой и поставкой товара в Россию, эти магазины продолжили работать так же, как и работали до череды ухода международных брендов", — подчёркивает эксперт.

Какие трудности есть у иностранных компаний
С точки зрения законодательства управление компаниями с участием иностранных акционеров из недружественных стран не сопровождается значительными юридическими ограничениями, говорит партнёр коллегии адвокатов Pen & Paper Станислав Данилов. Указы президента РФ ограничивают, а иногда и прямо запрещают выход иностранных участников из российских компаний, однако они не накладывают запрет на продолжение хозяйственной деятельности. Единственным юридически установленным ограничением является запрет на предоставление новых кредитов и займов в пользу недружественных лиц или под их контроль.
"В связи с этим компании, имеющие среди своих владельцев иностранные недружественные элементы, сталкиваются с серьёзными проблемами при привлечении финансирования. Российские банки, как правило, отказываются предоставлять новые кредиты или рефинансировать действующие обязательства таких компаний", — отмечает Станислав Данилов.
По словам эксперта, особенно остро данная проблема стоит у европейских предпринимателей, традиционно использующих заёмные средства для развития бизнеса. В сложившейся ситуации многие из них оказываются перед выбором: либо нарушать обязательства перед кредиторами, либо де–факто объявлять дефолт, если компания не генерирует достаточного денежного потока для покрытия своих обязательств.
Невозможность реализации прав участника компании из недружественной юрисдикции без разрешения правительственной комиссии затрудняет реализацию решений, от которых зависит функционирование и эффективность бизнеса, полагает старший юрист консультационной группы "ТИМ" Павел Белоножкин. При этом ограничения распространяются не только на общества с непосредственным участием лиц из недружественных государств, но также и на дочерние организации таких компаний.
"Взаимодействие с Правкомиссией для заявителя сродни лотерее: открытого регламента нет, не ограничены сроки рассмотрения документов, механизм принятия решений комиссией максимально скрыт", — добавляет Павел Белоножкин.
Необходимо постоянно держать руку на пульсе изменений нормативной базы. Например, сменить директора в компании с недружественными участникам, согласно разъяснению Минфина, стало возможным только в феврале 2025 года. Но при этом до сих пор требуется разрешение правительственной комиссии на передачу полномочий директора управляющей организации.
“
Для многих оставшихся компаний характерна стратегия снижения или полного отказа от публичного присутствия, в частности рекламы. Соответственно, если у компании не было прямой директивы из штаб–квартиры, что необходимо уходить, и она могла сохранить клиентский поток без внешних коммуникаций, бренд мог остаться. Решение остаться в России привело к тому, что брендам пришлось адаптироваться к изменениям на рынке, которые произошли за последние годы. С одной стороны, клиентский поток снизился как по причине отсутствия рекламы, так и вследствие снижения покупательной способности. К тому же произошло его перераспределение в пользу онлайн–коммерции. С другой стороны, российские производители не успели системно нарастить силу бренда для формирования существенных вызовов оставшимся международным, поэтому в целом они продолжают нормально себя чувствовать на российском рынке. Для возвращения ушедших ранее брендов пока нет предпосылок. Но если это произойдёт, скорее всего, оставшиеся в России бренды смогут поменять свою стратегию публичного присутствия и возобновить коммуникации. Это должно позитивно сказаться на финансовых показателях.

Екатерина Мовсесян
генеральный директор КРОС
“
Распределение прибыли и её выплата российской компанией своему участнику из недружественной юрисдикции зависят от ряда факторов. Если в один календарный месяц такому участнику нужно выплатить больше 10 млн рублей, то в этом случае перечисление производится на специальный рублёвый счёт типа "С", открытый в российском банке (с рядом ограничений, установленных указом президента РФ №95) или же необходимо получить разрешение уполномоченного органа. Получить эти деньги со счёта типа "С" недружественному участнику нельзя. Фактически они там замораживаются. Пользоваться лежащими на счёте типа "С" деньгами можно лишь для ограниченного количества операций, например для уплаты налогов, пошлин, сборов и других обязательных платежей. Отмечу, что описанные выше ограничения не распространяются на случаи, когда конечным бенефициаром иностранного участника из недружественной юрисдикции является гражданин РФ и сведения о таком контроле раскрыты им перед российскими налоговыми органами. Если распределённой прибыли меньше 10 млн рублей, то её выплата может осуществляться в общем порядке, без учёта ограничений, описанных выше.

Дмитрий Урякин
старший юрист, руководитель практики корпоративного права Maxima Legal
“
Бренды, которые остались на российском рынке, имеют свободу от политических факторов. Мы видели много экономических решений, основанных на политике, что противоречит здравому смыслу. Когда открытые акционерные общества действуют не в интересах своих стейкхолдеров, а в силу политического момента — это нонсенс с точки зрения корпоративного управления. Поскольку основная задача предприятий состоит в зарабатывании денег для своих стейкхолдеров. Тем, кому удалось тихо внутри себя уладить все вопросы, не имеет смысла уходить. Они не потеряли рынок, а наоборот — в большинстве случаев его расширили за счёт ухода конкурентов.

Раиса Донская
руководитель ГК "Команда Сикурс", завкафедрой "Владельческое управление" НИИ МНИИПУ
“
Те, кто остался, и не высказывали никогда прямым текстом намерения покинуть российский рынок. Если говорить о пищевых компаниях, то, я думаю, они так или иначе продолжат работать в России, тем более что у них и финансовые показатели за последние пару лет улучшились, и ассортимент своей продукции в магазинах они вопреки всем прогнозам смогли не только удержать, но и расширить, и промоактивность они не сбавляют. Поэтому я каких–то проблем в их дальнейшей работе в России не вижу. Они инвестируют в маркетинг, в рекламу, хотя в начале 2022 года заявляли, что всю промоактивность прекращают. Но сейчас, если вы зайдёте в любой гипермаркет или супермаркет, вы увидите различные рекламные конструкции и промовыкладки крупных иностранных компаний.

Михаил Лачугин
независимый эксперт по ретейлу, учредитель портала "Продукт медиа"
Авторы: Александр Лобановский, Иван Воронцов, Павел Никифоров, Евгений Петров, Дмитрий Маракулин, Дарья Дмитриева