Градозащитники предложили построить новый вокзал ВСМ у Витебского вокзала, чтобы новая магистраль проходила через Купчино и миновала историческую застройку.
Об этом сообщил директор Фонда сохранения культурно-исторического наследия Северо-Запада "Голодай" Олег Мухин.
Где предлагается построить терминал
Новый вокзал для ВСМ градозащитники предлагают построить там, где поезда следовали бы не со стороны Обухово, а через юго-восточную часть города, через Купчино: оттуда поезда прибывали бы по Витебскому направлению на Витебский вокзал.
Альтернативы — новый вокзал на Боровой у проектируемой станции метро "Боровая" с заездом на ВСД, вокзал на "Волковской" у метро на пустыре и Ладожский вокзал с его простаивающими перронами.
“
"В данный момент у Витебского нет достаточных нагрузок. В общем-то его залы постоянно пустуют", — заявили "Деловому Петербургу" авторы идеи.

Почему магистраль ВСМ могут не запустить к 2028 году
Проект, по мнению сторонников переноса терминала, всё ещё сыроват с точки зрения проектирования и остаётся достаточно дорогостоящим. Хотя, казалось бы, зачистку намеченных объектов в пределах Петербурга под строительство уже не отменить. В Обухово уже началось обустройство строительной площадки. Однако градозащитники считают заявленные сроки запуска ВСМ, в которые собирается уложиться РЖД, совершенно "нереальными".
“
"2028 год — это абсолютно нереальные сроки. Да, в Москве что-то продолжают сносить, но для них сносы — перманентное состояние. Они сносят просто потому, что так привыкли. ВСМ до конца не спроектирована, и совершенно понятно, что никто ни в какой срок ничего не построит. И не факт, что магистраль в принципе будет построена. Проект слишком дорогостоящий и не особо нужный, особенно с точки зрения текущей экономической ситуации. Да и стройплощадку как обустроили, так могут и убрать", — сообщил "ДП" директор Фонда сохранения культурно-исторического наследия Северо-Запада "Голодай" Олег Мухин.

Почему градозащитники считают проект ВСМ "прошлым веком"
Градозащитники считают сам проект высокоскоростной магистрали между двумя столицами "прошлым веком", в котором уже давно нет никакой необходимости. Ещё в советские годы, напомнил Мухин, до войны, предлагали построить достаточно протяжённый отрезок подземки: завести поезда на Московский вокзал, вывести их наружу за пределами центра города и затем пустить в Выборг. Идея так и не была реализована, и с тех пор прошло практически целое столетие.
“
"И то, что пытаются построить сейчас, на мой взгляд, не отвечает требованиям современности. Таким проектам десятки лет, и в них уже нет никакой необходимости. Ни с моральной, ни с логистической точки зрения, ни с точки зрения градозащитного законодательства. Потому что это попросту тупиковый путь. Эти поезда уже никто никуда не будет развивать. Нужна железная дорога? Сделайте её так, чтобы она могла развиваться. Но сделают её так, что она окажется в тупике — в центре города. И ВСМ не уедет уже никуда — только обратно", — заявил спикер.
Сохранение складов Кокорева
Впрочем, есть и то, что градозащитники в Петербурге считают своей победой: склады Кокоревых интегрировали в проект, пообещав сохранить их первозданный вид. Вице-губернатор города Кирилл Поляков заявил, что поезд будет заезжать прямо внутрь склада, погружая пассажиров в атмосферу исторического города в современном пространстве.
“
"Да, это результат компромисса. В целом же первоначальный вид проекта был ещё хуже. Они собирались снести там вообще всё. А сейчас декларируется, что практически ничего не собираются трогать. А ведь это действительно нужное место. И я замечают, как активно люди реагируют на нашу инициативу, подписываясь за сохранение истории. Не просто потому, что там клубы, бары и спортивные залы с офисами, а потому, что людям это место дорого. Это место с историей", — заявил Мухин.
Тем не менее, считает спикер, история со складами Кокорева еще не завершена и надеяться на сохранность объекта было пока рано.
“
"Разрушение этого самобытного места — удар по историческому центру. Снесут ещё и часть складов, оставив просто стены, которые по сути утратят свой дух. Безусловно, обещания сохранить часть корпусов — прогресс в сравнении с первоначальными планами. Но и это будет утратой. Не факт, что сохранят только большую часть. Говорят, что ничего не разрушат, и тут же показывают рендер, где на месте одного из складов изображена парковка, зонтики и проезжающие автомобили. На месте склада — пустота. Об объёме этих разрушений остаётся только догадываться", — подытожил руководитель "Голодая".
В январе президент России Владимир Путин поручил правительству вместе с "РЖД" и "Сбербанку" "обеспечить принятие решений" для реализации проекта ВСМ: речь шла о финансировании и мерах государственной поддержки для отечественного производства. Министр транспорта Роман Старовойт позднее пообещал главе государства построить магистраль точно в срок (проект должны запустить в 2028 году).
Как указал глава Петербурга Александр Беглов, новый терминал будет построен с разделением доступа для личного и общественного транспорта: эскурсионные автобусы и такси с западной стороны, с Днепропетровской улицы, улицы Черняховского и Лиговского проспекта, и личным транспортом на восточной, для которой планируется строительство Военной улицы и Товарного переулка.
По словам вице-губернатора Петербурга Кирилла Полякова, ж/д магистраль пройдет через склады Кокоревых, которые будут интегрированы внутрь платформы.
Для разгрузки Московского вокзала, на который будут прибывать новые поезда ВСМ, Нацпроектстрой возведет трехэтажный вокзал на станции "Волковская", где в настоящее время располагается действующая грузовая станция. Здесь появится пригородное движение Московского и Волховстроевского направлений, которое обеспечивается пока что Московским вокзалом.
На участке 5,6 км под строительство "Волковской" уже провели раскопки. Ценные объекты не обнаружили.
Известно, что для новых высокоскоростных поездов под ВСМ изготовили опытный образец двигателя. Производители — РЭД (челябинский завод "Транснефти" - "Русские электрические двигатели") и "Синара — транспортные машины".
Подробнее о том, как ВСМ отразится на развитии транспортной инфраструктуре Петербурга — в материале "ДП".