С долей в ООО "БалтПроект", поставляющем двигатели для арктических сухогрузов, расстался владелец двух компаний, ремонтирующих судовое и промышленное оборудование.
О причинах выхода из уставного капитала "БалтПроекта" одного из основных собственников, как и о текущих контрактах, в самой компании предпочитают не распространяться. Участники рынка между тем говорят, что компания набрела на золотую жилу.
"Каждый может поступать как хочет…"
С февраля петербургское ООО "БалтПроект" принадлежит Татьяне Михайловой и Василию Семёнову, генеральному директору компании. Доли распределены в соотношении 56% и 22%, ещё 22% оформлены на саму компанию — то есть пропорционально принадлежат им же. Эти 22% с конца 2022 года были у Юрия Загородских, покинувшего уставный капитал "БалтПроекта".
По данным СПАРК, у него остались две собственные компании, которые занимаются поставками и ремонтом судовых и промышленных двигателей, — ООО "Зитек" и ООО "Интегрированные морские технологии КМ". У компаний приличная выручка за 2023 год (более свежие результаты пока не опубликованы) — 279,2 млн и 81,6 млн рублей соответственно. На своём сайте "Зитек" сообщает о наличии собственного производства запчастей и деталей для ремонта и сервисного обслуживания двигателей для морской, карьерной техники и электростанций.
Юрий Загородских покинул "БалтПроект" в период исполнения им крупного контракта. Отраслевой портал "Корабел" в этом году дважды сообщал об этой компании в качестве поставщика главных двигателей для сухогрузов проекта RSD59ARC, которые нижегородское АО "Окская судоверфь" строит для Балтийской судоходной компании из Калининградской области.
Эти сухогрузы — самые современные в России в своём классе, они предназначены для перевозки генеральных, навалочных, контейнерных и сыпучих грузов в сложных условиях, включая арктические широты, благодаря ледовому классу Ice3. Головные двигатели, которые поставляет для них "БалтПроект", — основные энергетические установки судна, обеспечивающие его движение и автономность. Они состоят из двух блоков мощностью по 1600 кВт и весят около 50 тонн каждый.
“
"Это его история, вам лучше у него спросить. Каждый может поступать как хочет, там ничего такого нет", — заявил совладелец и генеральный директор "БалтПроекта" Василий Семёнов по поводу ухода бывшего партнёра. Юрий Загородских на предложение автора текста рассказать о причинах ухода из "БалтПроекта" к моменту публикации не откликнулся.
Не самое хорошее время
О других текущих контрактах "БалтПроекта" Василий Семёнов рассказывать тоже не захотел, объяснив это секретностью.
"Конечно, мы не только на Окскую судоверфь поставляем. В условиях, которые сейчас происходят, лучше вообще меньше писать. Мы занимаемся поставками, я бы не хотел привлекать внимание к тому, что мы поставляем. Сейчас не самое хорошее время", — сказал он.
Помимо судового оборудования "БалтПроект" предлагает поставку энергетических установок на базе газопоршневых и дизельных установок для береговой инфраструктуры, промышленных, горнодобывающих и металлургических предприятий. В прошлом январе Василий Семёнов рассказывал "ДП", что его компания — официальный дилер китайской CSI, которая производит среднеоборотные моторы мощностью от 500 кВт до 9 МВт.
По словам Василия Семёнова, "БалтПроект" на собственной производственной площадке в Стрельне по принципу крупноузловой сборки собирает дизель–генераторы для судостроения, способные обеспечить выработку электроэнергии в диапазоне от 100 кВт и до 1,5 МВт, которые не уступают аналогам мировых брендов CUMMINS и Caterpillar.
По данным СПАРК, 2023 год "БалтПроект" закончил с выручкой 1,1 млрд рублей. Компания существует с 2005 года и при этом ни разу не участвовала в арбитражных спорах.
У каждого из владельцев "БалтПроекта" есть собственный бизнес, не связанный с поставками энергетических установок.
Владелица 56% компании Татьяна Михайлова возглавляет инвестиционную компанию "Викар Инвест", ассоциацию "Евразийский центр высоких технологий" и Межотраслевой союз развития высокотехнологичного экспорта и импортозамещения. Две последние — профессиональные членские организации, о деятельности которых в медийном пространстве сведений нет. Кроме того, Татьяне Михайловой принадлежит консалтинговая компания "Инфэ", ООО "Продюсерский центр “Культура и коммуникации”" и 10% долей вологодского производителя безалкогольных напитков "Новус Л". Единственная из этих компаний, опубликовавшая финансовые результаты в СПАРК, — "Викар Инвест" с выручкой 1,2 млн рублей за 2023 год.
Василий Семёнов увлекается хоккеем. Вместе с товарищами по хобби он учредил в 2023 году ООО "Балтик Арена" и собирается построить крытый круглогодичный каток на Василеостровском намыве. По словам бизнесмена, каток заработает в ближайшие месяцы.
Золотая жила или 15 млрд?
Первый заместитель генерального директора ООО "Морские комплексные системы" (МКС, производит судовое комплектующее оборудование) Лев Засыпко полагает, что поставки главных двигателей для сухогрузов проекта RSD59 сегодня очень востребованы.
"Компании, сумевшие организовать поставки главных двигателей для сухогрузов проекта RSD59, фактически набрели на золотую жилу. Эти сухогрузы — самые популярные сейчас в российском судостроении. А у российских производителей двигателей нет соответствующего опыта, технологий, специалистов. Плюс наш рынок очень маленький по сравнению с другими — открывать производство принципиально новых двигателей ради 200 двигателей в год определённой мощности очень затратно и экономически неоправданно. Единственный вариант — государственная поддержка, но пока положительных примеров в таком масштабе нет, хотя, по моим сведениям, в правительстве этот вопрос обсуждается", — говорит руководитель МКС.
Генеральный директор ООО "Дизельзипсервис" (крупный поставщик судовых дизельных установок) Марина Карасёва считает, что в России давно пора наладить собственное производство главных двигателей для судов такого класса, как сухогрузы проекта RSD59.
"Такие двигатели в России не производятся. До введения международных санкций на сухогрузах проекта RSD59 стояли двигатели финляндской Wärtsilä. Сейчас на них пытаются ставить “китайцев”. Безусловно, в России необходимо налаживать их производство. Но это прежде всего вопрос финансирования. Без инвестиций поднять такое производство будет сложно любому российскому предприятию, не говоря о том, что очень мало кто в России в принципе способен создать такое производство. Думаю, организовать его с выходом на мелкую серию реально примерно за 15 млрд рублей. Я говорю про полноценную локализацию — любые кооперационные схемы сегодня превращаются в показуху с отвёрточной сборкой до момента, пока очередной поставщик или очередная санкция не заблокируют поставку комплектующих", — говорит руководитель "Дизельзипсервиса".
Досье:
ООО "БалтПроект" зарегистрировано в Петербурге в сентябре 2005 года. Компания принадлежит Татьяне Михайловой (56%) и возглавляющему её Василию Семёнову (22%). Ещё 22% оформлены на саму компанию. "БалтПроект" специализируется на поставках энергетического оборудования, прежде всего для нужд судостроения. Выручка от продаж за 2023 год составила 1,1 млрд рублей.