00:0026 сентября 200500:00
1094просмотров
00:0026 сентября 2005
СПб. "Менеджер" продолжает серию интервью с собственниками и топ-менеджерами петербургских компаний.
Разговор идет об
их управленческих решениях, приведших к тем или иным последствиям для компаний,
о кадровой политике и т.п. Все герои этой серии, по данным рейтинга Ассоциации
менеджеров России, названы лучшими функциональными управленцами 2004
г.
Свой путь в бизнесе, связанном с транспортными железнодорожными
перевозками, генеральный директор ЗАО "Евросиб" (52450)* Дмитрий Никитин начал,
по его словам, с того, что "родился в семье железнодорожника в пятом поколении и
разговоров ни о чем, кроме как о железной дороге, не слышал".
- Ни у
моего отца, ни у людей, которые с ним вместе начали в конце 1980-х гг.
заниматься коммерцией, не было других знаний, кроме как транспортных. Транспорт
был их жизнью и хлебом. Зная некоторую специфику и технологию работы
железнодорожного транспорта, они решили восполнить те пробелы, которые
государство не могло реализовать.
- Когда вы начали управлять бизнесом
после отца, что изменили в структуре?
- Людей. Половину. Не людей в
смысле их внутреннего восприятия, я заменил самих людей. В кризисные моменты
важно, чтобы люди лично разделяли ваши ценности, а их интересы совпадали с
интересами компании. Должна быть некая убежденность и видение себя внутри
компании. Те, кто остались, - они сделали свой выбор, а с кем выявились некие
существенные расхождения во взглядах - те ушли.
- Значит ли это, что вы
сторонник управления людьми, а не процессами?
- Процессами управлять
невозможно, особенно всеми. Бизнес - это система маховичков. Общий маховик
бизнеса состоит из маленьких маховичков, которые его постоянно подкручивают.
Когда они уже раскручены, достаточно с нужным человеком раз в месяц поговорить -
и все продолжает работать. А там, где вы хотите придать "перчинку", придется
своими руками, какими бы они нежными и чувствительными ни стали от
интеллектуальной работы, прикоснуться к маховичку и его подкручивать. Однозначно
сказать, что я управляю только людьми, не могу - пока не тот уровень бизнеса.
Вот Владимиру Владимировичу Путину нельзя управлять процессом - ему нужно в
принципе управлять только на уровне идеологии и философии и ниже не опускаться.
У нас пока не столько народа, чтобы так руководить. Я в основном занимаюсь
развитием бизнеса.
- Часто бывает, что при смене главного управленца
какие-то проекты, часть капитала теряются. Как вам удалось ничего не растерять в
бизнесе после смерти отца?
- Это удалось сделать только при помощи тех
людей, у которых сложились очень хорошие отношения с моим отцом и которые, как
эстафетная палочка, были переданы мне. Я "въехал" в эти отношения и потом им
придал немного другую, удобную для себя, конфигурацию. В бизнесе важны личные
отношения. Бизнес, как и секс, - всего лишь следствие взаимоотношений между
людьми.
- Были ли попытки захватить власть?
- Я не скажу, что были
какие-то настойчивые попытки. А ненастойчивые мы сразу пресекли. Просто в любых
корпоративных конфликтах существуют свои чаяния, надежды и желания у некоторых
людей... С кем-то пришлось расстаться. Но сейчас у нас с этими людьми очень
хорошие отношения.
- Наряду с железнодорожными перевозками "Евросиб"
занимается и продажей автомобилей, на долю которых приходится 20% всего оборота
компании. Почему занимаетесь продажей авто?
- Да, наш приоритет -
железнодорожные перевозки. В 2004 г. оборот группы "Евросиб" составил $493 млн,
более 75% от общего оборота группы составил оборот ее транспортного предприятия.
Автомобили - вещь интересная, но мы видим развитие этого бизнеса для себя только
в Петербурге. Это бизнес автопроизводителей, и от нас здесь мало что зависит.
Сидим в конце экономической цепочки, между дистрибьютором и конечным клиентом,
оказываем спектр услуг, ну есть какие-то позиции в городе, ну приятно машинами
поторговать, даже немножко прибыльно, но роста и менеджерской амбиции там нет. У
нас в компании в 1995 г. было 18 диверсифицированных видов бизнеса: торговый
дом, магазин сash and сarry, торговали металлом, лесом. Сегодня у нас стратегия
отраслевой диверсификации, то есть мы делим риски, но внутри отрасли. Будем
заниматься автоперевозками, если чуть-чуть рынок улучшится. В январе следующего
года запустим логистический терминал. Мы не оставляем попыток предпринять шаги в
пассажирском движении.
- Собираетесь ли заниматься продажей корейских,
китайских автомобилей?
- Душа к ним как-то не лежит. Слухи о том, что мы
ими собираемся заниматься, инспирированы самими китайскими и корейскими
производителями или проистекают из того, что мы эти автомобили перевозим по
железной дороге. Ну и, наконец, нами просто пугают остальных участников рынка.
Зачем заниматься дешевыми автомобилями? Их и так купят. Автобизнес - это клуб,
тусовка. Лучше продать Jaguar интересному человеку, пообщаться с ним, дело же не
в деньгах.
Вообще, название "Евросиб" в автобизнесе сохранится только для
дилерских центров BMW, а для всех остальных будут другие бренды.
Во
франшизе General Motors у нас предприятие называется "Мультимоторс", у PАG и
Mazda тоже будет другое название. Мы считаем, что имя "Евросиб" должно
ассоциироваться с транспортным бизнесом группы, где мы наиболее сильны.
-
Какие автомобили вам нравятся?
- Автомобили, которые я покупаю и на
которых езжу. Года три назад по поводу своих любимых автомобилей я мог бы лекцию
прочитать, а сейчас как-то уже не так... От людей надо удовольствие получать, а
не от автомобилей.
- Вы планируете, что ваши дети будут заниматься тем же
бизнесом?
- Не знаю, наверное, нет. У нас в стране так все быстро
развивается, что к тому времени, когда они начнут вообще понимать, что такое
бизнес, вся ситуация уже изменится.
В России не стоит надолго вперед
загадывать. Когда-то мой дедушка хотел, чтобы я стал
локомотивщиком...
Дмитрий Никитин, генеральный директор ЗАО "Евросиб":
"Там, где нужно придать "перчинку", придется своими руками, какими бы они
нежными ни стали от интеллектуальной работы, прикоснуться к маховичку и его
подкручивать".
На заметку
БИЗНЕС-СТРУКТУРА ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА
(75%)
- ЗАО "Евросиб СПб", экспедиторские услуги
- ЗАО "Евросиб
СПб - транспортные системы", услуги железнодорожного оператора
- ЗАО
"Евросиб Терминал", терминальные услуги
АВТОБИЗНЕС (20%)
- ООО
"Евросиб-Авто", официальный дилер Mazda
- ЗАО "Евросиб Сервис Центр",
официальный дилер BMW
- ЗАО "Евросиб Форвард", официальный дилер Land
Rover
- ЗАО "Евросиб Лахта", официальный дилер BMW
- ЗАО "Евросиб
Лахта", официальный дилер MINI
- ЗАО "Мультимоторс", официальный дилер GM
(Opel, Chevrolet, Cadillac, SAAB, HUMMER)
НЕДВИЖИМОСТЬ (5%)
- ЗАО
"Евросиб-Инвестстрой", загородная и городская
недвижимость
ВЛАДЕЛЬЦЫ
- 75% акций холдинга принадлежит английской
компании Motorail Limited
- 25% распределены между несколькими частными
лицами
Источник: ЗАО "Евросиб"