Рекламу алкоголя, пива и табака уберут из метро и вокзалов. Поправки в закон "О рекламе", запрещающие ее на транспорте, приняла в среду в первом чтении Госдума. Вслед за этими ограничениями парламентарии готовятся ввести полный запрет на рекламу курева везде, за исключением мест его продаж. Скептики уверяют, что эти меры не отучат россиян от вредных привычек, а производители найдут способ компенсировать потери от запретов.
Депутаты запретили рекламировать алкоголь и табак в
общественном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. Причем рекламные
"постеры" и плакаты должны исчезнуть не только с наружной стороны автобусов и
трамваев - не будет их и в самих салонах. Остановки, метро, вокзалы и аэропорты
также освободят от визуальных призывов вкусить пенный напиток или утонуть в
клубах табачного дыма.
В перспективе в Госдуме намерены ввести полное "табу" на
рекламу табака и курительных принадлежностей, за исключением мест их продажи.
Соответствующие поправки в ст. 23 закона "О рекламе" внесены в Думу в среду за
подписью группы депутатов - "единороссов".
Рекламная "блокада", впрочем, вряд ли приведет к сокращению
потребления спиртного и никотина, считают на Охотном ряду. "За год на каждого
россиянина пришлось по 10,9 литров водки, - привел пример на заседании депутат
Госдумы от "Единой России" Анатолий Кулик. - А пиво как пили в общественном
транспорте, так и пьют, несмотря на все запреты".
Сторонники поправок уверяют, что реклама - важный фактор в
формировании вредных привычек. "Человек - существо социальное, а молодежь под
влиянием моды с удовольствием пробует алкогольные и табачные новинки", - отметил
депутат Госдумы от КПРФ Валентин Романов.
К подсчету убытков приступили рекламщики и производители
"вредной" продукции. По данным экспертов, объем рынка рекламы табака и алкоголя
превышает 30 млрд рублей. Компенсировать возможные потери компании намерены,
придя с такой рекламой в суперамаркеты, на страницы глянцевых журналов и
рекламомобили.
Из московского метро рекламу обещают убрать уже к 1 мая.
Накануне рекламное агентство "Олимп", которое занимается размещением визуальной
рекламы в метро, приняло решение полностью отказаться от рекламы крепкого
алкоголя, не дожидаясь решения Госдумы. По данным экспертов, сейчас более 30%
всех рекламных щитов в "подземке" заняты рекламой сигарет и водки.
Лазеек в новом законе, между тем, предостаточно. К примеру,
депутат Госдумы Сергей Железняк, который до избрания в Думу занимал должность
гендиректора одной из лидирующих компаний на рынке наружной рекламы - News
Outdoor Russia, отметил, что в законе фактически не конкретизирован перечень
объектов транспортной инфраструктуры. Аналогичное замечание к законодателям и у
правительства.
"Непонятно, можно ли размещать такую рекламу на объектах
транспортной инфраструктуры, имеющих международное значение, например, в зонах
беспошлинной торговли", - поясняет депутат. То же самое и с "подземкой". Запрет
развешивать рекламные плакаты на станциях метрополитена вовсе не означает, что
этого нельзя делать с эскалаторами и переходами.
Думать над изъянами депутаты собираются в ходе доработки
документа ко второму чтению. Поторопиться с их принятием народных избранников
заставит, в том числе предстоящее присоединение России к рамочной конвенции ВОЗ
по борьбе против табака. Документом, в частности предусматривается полный запрет
страной-участницей на рекламу табака в течение 5 лет.