Авиакеросин дорожает следом за нефтью. Волна роста цен на топливо способна унести с собой всю прибыль отечественных перевозчиков.
Первыми о снижении прибыли и убытках в связи с ростом
стоимости топлива стали заявлять американские авиакомпании. Быстрый рост цен на
сырье заметно отражается на их бизнесе, ведь в среднем в структуре себестоимости
авиаперевозок затраты на топливо составляют около четверти.
На этой неделе о значительных потерях сообщила корпорация
UAL, владеющая перевозчиком United Airlines, после чего ее акции потеряли более
трети стоимости.
Теперь в планах компании – сокращение штата и числа рейсов.
До этого расстроили своих акционеров American Airlines и Continental Airlines,
также зафиксировавшие убытки по итогам первого квартала. Вчера к ним
присоединилась Delta Air Lines, отчитавшаяся об убытке $274 млн за 3 месяца, –
расходы на топливо выросли в полтора раза.
Очевидно, с аналогичными трудностями сталкиваются и
отечественные компании, никак не защищенные от общемирового роста цен. По
наблюдениям аналитика ИГ "АнтантаПиоглобал"
Александра Чурикова, с конца 2007 года цены на авиакеросин выросли на треть.
Масштабы последствий позволит оценить ожидаемая финансовая
отчетность предприятий отрасли.
"Рост расходов на топливо точно происходит. Более ясная картина сложится после публикации данных за четвертый квартал и годовой отчетности. Скорее всего прибыль "Аэрофлота" уже за последние 3 месяца 2007 года будет близка к нулю", – предполагает аналитик ФК "Открытие" Кирилл Таченников.
"Рост расходов на топливо точно происходит. Более ясная картина сложится после публикации данных за четвертый квартал и годовой отчетности. Скорее всего прибыль "Аэрофлота" уже за последние 3 месяца 2007 года будет близка к нулю", – предполагает аналитик ФК "Открытие" Кирилл Таченников.
Очевидно, что рост стоимости углеводородов приводит к
снижению рентабельности авиаперевозок. Способствовать ее поддержанию на прежнем
уровне или по крайней мере сдержанному снижению будет другой фактор. Большинство
российских авиапредприятий переживают смену парка. В результате приобретения
более экономичных лайнеров средний показатель расхода топлива снижается.
"У западных компаний такой возможности уже нет, – говорит
Кирилл Таченников. – Их парк достаточно современен". В "Аэрофлоте" современные
импортные машины составляют уже более половины парка. В "Ютэйре", чьи акции
также торгуются на ММВБ, эта доля пока составляет около 20% и будет
увеличиваться.
Востребованность авиаперевозок растет. В 2007 году пассажирооборот вырос на 17%, достигнув 45 млн человек. В этом году темпы сохранятся, считает Александр Чуриков. Приоритетным рынком для большинства компаний остается внутренний. Главными барьерами для выхода за рубеж остаются жесткая конкуренция и отсутствие должного авиапарка.
Востребованность авиаперевозок растет. В 2007 году пассажирооборот вырос на 17%, достигнув 45 млн человек. В этом году темпы сохранятся, считает Александр Чуриков. Приоритетным рынком для большинства компаний остается внутренний. Главными барьерами для выхода за рубеж остаются жесткая конкуренция и отсутствие должного авиапарка.
Более остальных требованиям отвечает "Аэрофлот", имеющий
необходимые самолеты и лицензии, – на его долю приходятся 29% внешних
перевозок.
Остается возможным его выход на европейский рынок через
приобретение убыточной итальянской Alitalia.
"Но это вопрос больше политический", – говорит Александр Чуриков, отмечая, что оценивать, насколько удачной станет покупка, можно будет только после объявления условий сделки.
"Но это вопрос больше политический", – говорит Александр Чуриков, отмечая, что оценивать, насколько удачной станет покупка, можно будет только после объявления условий сделки.
По данным "Интерфакса", компании "Тройка Диалог", "Дойче банк", "Альфа-Банк",
ФК "Уралсиб" и "Кредит Суисс" рекомендуют покупать акции
"Аэрофлота".