Высший арбитражный суд (ВАС) меняет свои позиции в отношении компаний, занимающихся параллельным импортом автомобилей.
В частности, президиум ВАС готов пересмотреть дело о
конфискованном автомобиле Porsche Cayenne S, который был ввезен в Россию без
согласия производителя.
Согласно новой трактовке, которая может стать руководством к
действию для арбитражей, конфисковывать можно только контрафактные товары,
а в дела о параллельном импорте фирменных товаров таможня вмешиваться не
должна.
Напомним, что в течение прошлого и нынешнего годов
официальные дилеры ряда крупных автоконцернов, среди которых Porsche, BMW,
Nissan и Toyota, обратились в Федеральную таможенную службу (ФТС) с требованием
запретить юридическим лицам ввоз любой продукции под их маркой без
разрешения. Они истолковали параллельный импорт, как нарушение авторских прав на
фирменный знак.
Таможня приняла это обращение к сведению и начала, после
решений арбитаржных судов, активно конфисковывать иномарки, которые
формально "нарушал авторские права".
Читайте также:
Иностранные бренды снова нельзя ввозить без разрешения
И вот, в конце октября коллегия ВАС передала в президиум
дело о конфискации автомобиля марки Porsche Cayenne S. Его пыталось ввезти в
Россию в конце прошлого года ООО "Генезис", не являющееся официальным дилером
Porsche.
Тогда ООО "Порше Руссланд", имеющее лицензию на
использование в России товарных знаков Porsche и Cayenne, обратилось в
Центральную акцизную таможню с заявлением о нарушении права на товарный знак.
Далее таможня обратилась в арбитражный суд Москвы, который
постановил конфисковать автомобиль на основании ст. 14.10 Кодекса об
административных правонарушениях (КоАП). Арбитражный апелляционный суд это
решение поддержал. "Генезис" подал жалобу в ВАС.
Коллегия судей, рассмотрев обстоятельства, предлагает
пересмотреть дело в пользу "Генезиса". По их мнению, суд первой инстанции
выносил решение по закону о товарных знаках, который был уже отменен, а с 1
января действует четвертая часть Гражданского кодекса (ГК).
Коллегия сослалась на ст. 1515 ГК, которая предусматривает
ответственность, прежде всего, за производство и оборот контрафактных товаров, а
ввезенный Porsche контрафактным (поддельным) не является.
Президиум ВАС сделал вывод о том, что публичные интересы
нарушает только оборот контрафактных товаров и только тогда товар можно
конфисковать. В отношении оригинальных товаров, пусть даже и ввозимых без
разрешения владельца прав на товарный знак, ст. 14.10 КоАП применяться не
должна.
Что касается владельцев прав на товарный знак то, как
считает коллегия ВАС, они могут сами защищать свои права в суде без помощи
административных органов (в данном случае таможни).
Представитель компании "Порше Руссланд" Оксана Хартонюк
сообщила dp.ru: "На данный момент параллельный импорт наших автомобилей вполне
сравним с официальным, и это сильно отражается на наших продажах".
По ее словам, нормы Гражданского кодекса, которые
задействуются при решении вопросов нарушения прав на товарную марку, слишком
расплывчаты и могут трактоваться двояко, поэтому и возникают такого рода
разночтения и коллизии.
Как сообщила Оксана Хартонюк, компания "Порше Руссланд", тем
не менее, продолжит отстаивать свои права на товарный знак и продолжит
преследовать "параллельных импортеров" законными способами.
В ФТС данную информацию пока не комментируют, поскольку
ожидают конкретного решения арбитража, а не рекомендаций.
"В России изящно и непринужденно изменили принцип исчерпания
прав с международного на национальный в угоду иностранным корпорациям",
- говорит директор ООО "Автологистика", создатель некоммерческого
партнерства "Союз независимых импортеров" и инициатор акции "монополизму.нет"
Михаил Кулябин.
В своей статье на портале Drom.ru он поясняет, что в
странах, которые импортируют большую часть потребляемого копирайта, применение
теории национального исчерпания прав может привести только к росту выплат в
пользу иностранных правообладателей. А смысл параллельного импорта — возможность
ослабления в общественных интересах дискриминации по цене и качеству, которую
искусственно создают правообладатели.
Один из аналитиков автомобильного рынка видит в данном
конфликте не столько проблему правовую, сколько вопрос ценовой политики
официальных дилеров. "Параллельный импорт появляется там, где есть возможность
продавать товар, те же автомобили, либо дешевле, чем у официальных дилеров, либо
более качественные", - сообщает источник.
По его словам, компаниям – владельцам прав на товарный знак
нужно согласовывать свои действия не с таможней, а с рынком. Он также обратил
внимание, что далеко не все официальные дилеры защищают свои права на товарный
знак при помощи таможни.