Один из создателей компании "Корбина Телеком", сейчас директор по развитию широкополосного доступа "ВымпелКом" Александр Малис рассказал о сокращениях персонала, перспективах WiMAX и об алчности сотовых операторов.
"ДП": Вы сейчас переходите на бренд "Билайн". Не жалко расставаться с
брендом "Корбина Телеком"?
А.М.: Иногда для того чтобы расти, старую шкурку приходится
сбрасывать. Бренд жалко, но мы понимаем, что хотим работать в большем масштабе:
уже не только Москва, Петербург и несколько городов, а вся Россия. Но это не
значит, что бренд "Корбина" просто устраняется. Мы пока используем два бренда и
будем делать так до тех пор, пока наши абоненты не привыкнут к новому.
Мы не спешим. У "Билайна" есть много атрибутов, которые
нравятся абонентам, но одного еще нет: абонент не уверен, что "Билайн" является
экспертом в области Интернета. Не все понимают, что технари, которые приходят
подключать Интернет в форме "Билайна" – это те же специалисты, которые до этого
работали в "Корбине". Скажем, если вдруг кто-то купит автомобильный завод
Mercedes и назовет автомобиль по-китайски, все будут думать, что машины собирают
китайцы. Человеческое сознание довольно консервативно.
"ДП": С какими еще сложностями вы столкнулись при сращивании "Корбины
Телеком" c "Голден Телекомом" и "ВымпелКомом"?
Читайте также:
"Энфорта" вложит $25 млн в 25 городов
А.М.: Общая численность персонала "Корбины", "Голден
Телекома" и "ВымпелКома" после объединения составила приблизительно 36 000
человек. Получилось, что некоторые обязанности параллельно выполняли сразу три
человека. Потребовалось много времени, чтобы убрать все дублирующие функции.
"ДП": Значит, много людей пришлось сократить? Директор "ВымпелКома"
Александр Изосимов прошлой осенью заявлял, что никаких сокращений из-за слияния
не будет, наоборот, требуются новые кадры.
А.М.: Организационные изменения коснулись дублирующих
должностей, но так как бизнесы разнятся, их
оказалось не очень много. В основном, это были сотрудники
административных служб объединенной компании. В мобильной связи традиционно
много подрядчиков, а в технической службе также были дублирующие функции.
Оказалось, что собственные сотрудники могут легко заменить некоторых
подрядчиков, что экономит средства компании и не требует контроля качества
выполнения различных задач. Мы предлагали сотрудникам переквалифицироваться. Все
эти изменения прошли в декабре прошлого года. В общем, интеграция практически
завершилась.

"ДП": Какие еще были нестыковки при слиянии?
А.М.: "Корбина" всегда отличалась живостью. Мы постарались
взять этот стиль с собой в "Билайн", что позволило начать работать и здесь
"по-корбиновски", то есть динамично. Конечно, при интеграции
возрастает нагрузка на менеджмент. Мой рабочий день в последнее время составляет
не менее 12 – 14 часов. Любая ошибка означает, что сотни людей будут действовать
в неверном направлении. Ошибку при интеграции совершить легко, и тогда
происходит раскоординация деятельности департаментов, а ответственного отыскать
уже не так-то просто.
"ДП": Вам ни разу не приходила мысль, что когда "Корбина" была
самостоятельной, было лучше?
А.М.: Я вообще не люблю оглядываться. То, что осталось
позади, это уже учебник истории. Мне интересно идти только вперед. Меня
интересует некая цель, которую я хочу достичь.
"ДП": Какая цель?
А.М.: Мы хотим сильно поменять ситуацию с Интернетом в
стране. В России гигантское цифровое неравенство. В Москве или Петербурге
абонент за 650 рублей в месяц может получить канал 8-10 Мб/сек, а житель
провинциального города за эти деньги получит только 256 Кб/сек.
"ДП": Из-за чего сложилось неравенство?
А.М.: На протяжении долгих лет политика министерства была
направлена на поддержку естественной монополии, МРК (межрегиональные компании
электросвязи – "Центртелеком", "Северо-Западный Телеком" и др. – прим. "ДП") и
распределение лицензий. С точки зрения многих чиновников Интернет не является
предметом первой необходимости: есть же телевизор – тоже вполне достойный
источник информации. Та же сотовая связь развивалась, благодаря алчности
операторов, а не за счет дополнительной поддержки и помощи.
"ДП": Что значит "помогать"?
А.М.: В нашем деле административный барьер составляет 80%
всех сложностей. Еще 10% - организация строительства и контроль эффективности.
Есть районы, где разрешение на проведение оптоволоконной сети надо получать на
каждый дом. Представляете, сколько в одном районе домов. Некоторым директорам
ТСЖ и ДЭЗ свой личный карман или лень важнее, чем интересы жителей. Причем Питер
– далеко не самый сложный в этом отношении город.
"ДП": Часто вам не дают возможности строить, ожидая
вознаграждения?
А.М.: Ежедневно. Я уверен, что и сегодня как минимум один из
наших восьми строительных дивизионов не может работать, потому что его куда-то
"не пускают". Бывают такие дни, когда все бригады простаивают. Получается, что
пользователь – последний, кто решает будет у него Интернет или нет.
"ДП": Хотелось бы вам расстаться со статусом наемного менеджера и
стать бизнесменом?
А.М.: У меня менталитет менеджера, мне интересно достичь
цели, и управление крупномасштабными проектами – одно из условий самореализации.
Есть люди с менталитетом бизнесмена, для них важно организовать собственное
дело. Не могу сказать, что я бедный человек. Не факт, что я был бы более
богатым, если бы был бизнесменом. Конечно, я не за кусок хлеба работаю. Когда на
рынке труда знают, что ты можешь руководить большим коллективом, выстраивать
бизнес процессы, что у тебя все люди замотивированы, довольны, а результаты их
деятельности отвечают ожиданиям акционеров, понятно, что материально ты
уже более или менее обеспечен.
Все менеджеры, которые со мной работают, это люди, которым
интересно делать что-то, о чем потом можно будет рассказать потомкам: "Знаешь,
внучок, вот ты пользуешься Интернетом. А когда я был маленьким, его не было. И
ведь это именно наша команда сделала его доступным в этой стране". Уже сегодня
многие люди, которые работают со мной, могут сказать: если бы не мы, Интернета в
России такого, какой он есть, не было бы.
"ДП": Есть же и другие игроки на рынке.
А.М.: Конечно, и все мы работаем далеко не в вакууме. Есть
вещи, которые сегодня являются нормальными, например, безлимитный
Интернет-канал. Но ведь его привезла в Россию Корбина в конце 1990-х. Тогда это
был еще безлимитный dial-up. Когда мы это сделали, остальные не смогли не
ответить. На нашем рынке что бы ты ни сделал, это обязательно повторят твои
конкуренты. Но для этого надо сначала запустить идею.
"ДП": Есть такое мнение, что люди уже устали от кризиса, не
интересуются новостями. Им достаточно включить телевизор, а Интернет им не
нужен.
А.М.: Это те самые люди, которые туда никогда и не выходили
и выходить не будут. Я не могу себе представить, чтобы активный
пользователь поменял Интернет, источник информации, в котором можно
общаться, на телевизор.
"ДП": Если бы вам предложили запустить проект в Интернете, вы бы
взялись?
А.М.: Плюс Интернета в том, что он позволяет запускать
проекты очень дешево. Даже Google, который сейчас очень дорого стоит, был создан
с минимальными инвестициями. Когда у вас получается хороший проект, вас сразу
находят миллионы желающих вложить деньги, а вы выбираете. В Интернете сложно
что-то новое придумать, но если ты попал в точку, все сложится.
"ДП": Год-два назад в Интернете был бум социальные сетей. Какие
проекты там будут развиваться сейчас?
А.М.: Надо придумывать то, чего нет, если и идей нет, то
остается подглядывать в других странах. Развивается то, в чем есть реальная
потребность.
"ДП": Какие новые услуги вы собираетесь предлагать
абонентам?
А.М.: В нашей структуре есть подразделение "Голден Медиа",
которое занимается разработкой и реализацией новых идей, и иногда совместно с
партнерами. Например, в ближайшее время мы предложим клиентам комплекс
антивирусных мер, который станет дополнением к уже существующему Dr.Web. Дело в
том, что причиной примерно 20% проблем с Интернет доступом является
заражение системы вирусами.
"ДП": Почему вы так долго откладывали запуск услуги
IPTV?
А.М.: Были технологические сложности. Вообще это очень
перспективная услуга, гораздо более динамичная и интерактивная, чем кабельное
телевидение. Предположим, если вам очень захотелось котлету съесть, то
можете поставить программу новостей на паузу, сходить на кухню за котлетой, а
потом продолжить смотреть с того же места.
"ДП": Почему же тогда эта услуга до сих пор не стала
популярной?
А.М.: Надо, чтобы рядовых пользователей стало больше,
которые попробуют, поймут разницу и расскажут другим. Ведь первые пять лет после
появления Интернета в России им пользовались только IT-специалисты. Если бы
кто-то в 1955 году предложил: "Давайте построим город, где все дома будут в две
трети обычной величины, по городу будут ходить люди в костюмах Микки-Маусов, и
там будут горки. Со всей страны будут съезжаться на это поглядеть". Такому
человеку сказали бы, что он сумасшедший. Но Диснейленд все-таки был построен, и
люди туда стали ездить через всю страну.
"ДП": Как вы думаете – скоро настанет такое время, когда беспроводной
Интернет будет не хуже по качеству и цене, чем проводной?
А.М.: Есть технология 4G. Она близка к настоящему
широкополосному Интернету. Но с ней есть свои сложности. Для 2G и 3G можно
использовать одну опорную сеть, а для 4G этого сделать уже нельзя. Если станций
2G у любого оператора в Петербурге, скажем, около 200, то станций 3G надо на
город около 300, а 4G – 500-800 или даже 1000. Эти станции надо куда-то ставить
– нужно оптическое кольцо. Передатчики 4G будут маломощные, их понадобится очень
много.
"ДП": Как вы относитесь к проекту Yota по разворачиванию сети
WiMAX?
А.М.: Я не верю в WiMAX. Это технология, не заточенная как
следует на массовое обслуживание у одной базовой станции. Yota – это
эксперимент. Сегодня, пока одна базовая станция обслуживает около десяти
абонентов, теоретически все должно быть шикарно. Вопрос: как станция будет
работать, когда ей придется обслуживать 50 человек? А 100? Мое мнение: сеть не
выдержит. Может быть, Yota сумеет решить эту технологическую проблему. Может, не
сумеет – тогда сеть вообще не будет работать. Но это будет сложнейшая
технологическая проблема, о которой создатели сети даже еще не догадываются.
"ДП": Раз они в это дело вкладываются, то, наверное,
догадываются.
А.М.: Я помню, как мы сами при строительстве сети в Москве
сталкивались с технологическими проблемами, решение которых и спросить во всем
мире было не у кого. Доходило до того, что Cisco создавало специальный релиз
софта, потому что не знало, что при большом объеме трафика появляются такие
проблемы. У нас средний трафик полтора года назад был 1 Гбайт в месяц, а сейчас
– 26 Гбайт. В Москве "Корбине" пришлось перевести каналы на 400 Гбит/с.
Биография Александра Малиса
Родился в 1972 г. Начал обучение в Московском авиационном институте по
специальности "Прикладная математика", продолжил его в Московском
государственном университете коммерции, в 1995 г. получил диплом по
специальности "Финансовый учет и аудит". В 1998 г. Александр Малис окончил
аспирантуру Научно-исследовательского финансового института. Сначала он работал
финансовым консультантом и экспертом в различных компаниях.
В 1994 г. Александр вместе со своим братом Олегом и группой единомышленников
принял решение о создании собственной компании, которая оказывала
консультационные услуги в области кредитования частных предприятий, занималась
поиском источников финансирования, производила расчеты инвестиционных проектов и
т.п. "Корбина Телеком" была одним из таких проектов. Александр Малис вместе с
братом решили сделать ставку на развитие "Корбины".
Сначала компания занималась перепродажей телекоммуникационных услуг. В 1996
г. была приобретена первая телефонная станция, построены первые участки
собственной сети, и с этого момента "Корбина Телеком" начала функционировать как
оператор связи.
В 2008 году компания "Корбина Телеком" вошла в состав Группы компаний
"ВымпелКом" (ТМ "Билайн"). Сегодня направление, которое возглавляет Малис,
отвечает за стратегию развития и реализацию в дальнейшем услуг широкополосного
доступа в Интернет, приоритетными в данном проекте являются: строительство
оптоволоконной сети по технологии "Оптика в дом" (FTTB – fiber-to-the-building),
а также услуги на базе 3G и WiFi.
Жанна Журавлева