Автоперевозчики начали борьбу за одно кресло

Автор фото: "ДП"

Падение рынка международных перевозок на 50% заставило бизнес бороться за выживание. Автоперевозчики пытаются закрепиться на внутреннем рынке, тесня нелегалов. Момент совпал с перевыборами президента российской Ассоциации международных автомобильных перевозчиков.

По экспертным оценкам, в прошлом году объем рынка международных перевозок в Северо–Западном регионе составил $1,5 млрд. В 2009 году ожидается, что из–за кризиса он упадет до $400 млн.
Для того чтобы как–то выжить на рынке, перевозчики пытаются усилить свое лобби на федеральном уровне. Момент совпал с перевыборами президента российской Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). Юрий Сухин (в прошлом министр транспорта РСФСР), возглавлявший ассоциацию 18 лет, свой пост покидает.
Среди перевозчиков разгорелись жаркие споры о том, кто должен занять его место. Фигура президента станет ключевой в разрешении проблем перевозчиков и налаживании диалога с властями. Сейчас АСМАП выдает разрешения на международные перевозки и участвует в разработке нормативов в области грузоперевозок. Однако в условиях кризиса бизнес надеется, что ассоциация сможет решить и ряд коммерческих задач: выступит в качестве лизинговой компании, даст гарантии банкам, организует строительство единой ремонтной базы для членов ассоциации. Итоговое голосование пройдет в мае 2009 года.
Ныне есть два претендента на должность президента — Евгений Москвичев, действующий замминистра транспорта РФ (по данным перевозчиков, в ближайшее время покинет эту должность), и Алексей Васильков, коммерческий директор московского ООО "ЕвроТрансСервис". Часть перевозчиков рассчитывают на административный ресурс, который может дать Москвичев, а другие поддерживают Василькова как "человека из своего круга".
Причиной снижения грузооборота стал не только кризис, ударивший по интенсивности внешнеэкономических отношений. Из–за протекционистской политики правительства РФ, которое пытается оттянуть грузопоток с прибалтийских портов, значительная часть контейнерных грузов (порядка 15%) ушла в морские порты региона. Если на финском направлении автоперевозчики в прошлом году перевезли 8 млн т грузов, то из региональных портов ими было вывезено 16 млн т грузов.
Однако, по оценкам местного отделения АСМАП, сейчас 90% грузов из портов попадают в руки нелегальных перевозчиков (автовладельцев, не имеющих юрлица и не платящих налоги). Из–за несовершенства законодательства работать легально на внутреннем рынке невыгодно. Большая часть грузов, попадающих в порт, — крупногабаритные, для перевозки которых по территории РФ нужно за деньги получать разрешения. В противном случае на компанию–перевозчика как юрлицо может быть наложен штраф в размере 500 тыс. рублей.
Нелегальные же перевозчики на этом рынке фактически находятся вне контроля.
Члены АСМАП надеются, что новый президент сможет пролоббировать принятие законов против нелегалов. Однако мнения о том, кто это сможет сделать лучше, расходятся. По итогам предварительного голосования в регионах с явным преимуществом побеждает Евгений Москвичев. Как сообщил Юрий Сухин, в Северо–Западном регионе также из 300 голосов только 50 было отдано за Алексея Василькова.
"В условиях кризиса ассоциации нужен человек, который вхож в кабинеты власти", — считает Юрий Сухин.
"Хорошие замминистры в общественные организации не уходят", — уверен глава ЗАО "Автоколонна–1107" Валерий Волков. С ним согласен и генеральный директор ЗАО "ГСК "УМИАТ" Алексей Патрухин: "Евгений Москвичев не смог решить проблемы перевозчиков на посту замминистра, и вряд ли ему это удастся на должности президента АСМАП". По его словам, поскольку большинство мелких компаний не приезжают на голосование, а доверяют выбор представителям АСМАП, выбор Москвичева предопределен.
Справка:
Евгений Москвичев, действующий заместитель министра транспорта РФ. После окончания института руководил автотранспортными предприятиями Брянска. С 2001 г. работает в министерстве. При нем удалось отменить решение Минфина о введении платного проезда для финских перевозчиков по территории РФ.
Алексей Васильков раньше занимал должность генерального директора ООО "ЕвроТрансСервис", сейчас коммерческий директор компании. Пять лет работал в качестве вице-президента АСМАП. Он повлиял на принятие 147 постановлений правительства, среди которых беспошлинный ввоз грузовых автомобилей из-за границы.
Экспорт Северо-Запада в 2008 г. сократился на 22%, а импорт увеличился на 24% по сравнению с показателями 2007 г. По итогам 2008 г. Петербург занимает первое место в импорте в регионе - 41,2%. Всего в 2008 году через таможни СЗТУ было перевезено грузов на сумму $101,2 млн.
Мария Яцко