Елена Тарасова, гид петербургской турфирмы "Вест-Тревел", была недалеко от Осло, когда там произошли теракты: взрыв у комплекса правительственных зданий и расстрел. Она рассказала dp.ru о том, что видела в Норвегии в эти дни.
Наша группа вечером ехала с Согнефьорда на ночевку в Осло. Около 18 часов нам стали поступать sms из России о том, что что-то произошло в Осло: мол, взорван дом премьер-министра и соседний, 2 убитых. Примерно в 18.30 у нас была остановка на питание в местечке Grums, это далеко от Осло, часа 2,5-3 езды. Спросила у хозяина ресторанчика, что случилось, он ответил, что произошла трагедия, есть жертвы, но информация закрытая, подробности неизвестны. На тот момент еще не началась стрельба на острове Утойя, знали только о взрыве. Поехали дальше, снова информация только из России, по смс: мол, Аль-Каида устроила взрывы в Осло, а независимо от этого произошла перестрелка на молодежной тусовке. Примерно такую же информацию получал и подросток-турист, у которого двойное гражданство, от своего папы шведа.
Подъезжали к Осло примерно с той же стороны, где Утойя, попалось три кареты скорой помощи, но чтобы, допустим, вереницы машин-вертолеты-скорые с мигалками - такого не было. Около 22 часов приехали в гостиницу в аэропорту Осло "Гардемуэн". Там по телевизору нон-стоп репортажи из центра Осло: разрушения, пожары, раненые. Про Утойю начали говорить попозже.
По тону было видно, что никто не понимает, что вообще происходит. Кадры с вертолета нечеткие: трупы на берегу, люди спасаются вплавь. Сотрудники отеля на ресепшн твердили только, что это трагедия и "уму непостижимо". Очень неохотно и очень приблизительно показали на карте место, где были взрывы (я убеждала, что мне необходимо это знать, т.к. назавтра у нас экскурсия - так можно ли вообще туда ехать). На следующее утро они уже с заметным облегчением сказали, что в центре оцепление, но по некоторым улицам проехать можно.
На фото: Осло после теракта
Около 23 часов по ТВ пошли уже более подробные репортажи, выяснилось, что это не подвыпившая молодежь друг друга перестреляла, а человек в форме полицейского, белый, норвежец, открыл стрельбу в летнем лагере для детей членов Рабочей партии. Постоянно обновлялись сведения о жертвах. Показывали пресс-конференцию министра юстиции и госминистра. Насколько я поняла, они говорили, что это удар по норвежской демократии, но народ сплотится и демократия станет еще крепче.
В 10 утра были у парка Вигеланда на западе Осло, там всё спокойно, туристы со всего мира, дети гуляют, всё как обычно. Два раза проехали полицейские машины с сиреной. В центре улицы пустые, но немногочисленные прохожие ходят свободно, работают трамваи, метро, автобусы. В Ратушу внутрь проходить нельзя, но перед ней парковаться и гулять можно. Крепость Акерхюс, часть территории которой принадлежит вооруженным силам Норвегии и НАТО, тоже оцеплена, но мимо проехать можно. У кафедрального Собора, людей было пока мало. Дальше по Grensen-gate - по ней проходила граница оцепления. Увидели солдат, полицию, осколки-обломки, ремонтные работы. Пошли мимо Парламента, Университета и Королевского дворца… То же самое: здания оцеплены, но вокруг можно ходить и ездить. На пр. Карла Юхана (это главный проспект) работают кафе, люди сидят за столиками, много детей, даже работает артист "живая скульптура". А магазины, в основном, закрыты.
Солдаты из оцепления многие улыбаются, охотно разговаривают с прохожими, пропускают за ограждение корреспондентов и тех, кто хочет возложить цветы. Я даже сфотографировалась с собакой, охраняющей Парламент: кинолог разрешил и пропустил за ленточку…
Удивила мощь взрыва: стекла выбиты даже за несколько кварталов и за несколькими поворотами от эпицентра. Улочки, конечно, узкие, но не понятно, как взрывная волна могла ТАК изгибаться и не потерять при этом силу.
В шведской прессе пишут, что норвежской полиции своих кадров не хватало, пригласили на помощь шведских полицейских. В Швеции тоже траур, флаги приспущены. Говорили, что норвежцы ввели паспортный и таможенный контроль на границах. Но, когда мы возвращались в Россию и пересекали границу Норвегии и Швеции, то фейс-контроль был в автобусе перед нами (тех ли везут и нет ли лишних), а нас так пропустили.