Глава объединенной компании "Оркла Брэндс Россия", объединившей в себе кондитерское объединение "СладКо" и кондитерскую фабрику имени Н.К. Крупской, Вадим Тер-Исраелян рассказал dp.ru о планах по развитию бизнеса, зависимости рынка от импортного сырья и о том, почему стоит избегать шоколадных революций.
DP.RU: С начала объединения компании прошло полгода. Каких результатов удалось добиться?
Вадим Тер-Исраелян: Де-юре "СладКо" и "Крупская" еще существуют как отдельные компании. Окончательно процесс объединения завершится к началу 2012 года. Но де-факто объединение функционирует как единый организм. Благодаря продвижению в регионы продукции "Крупской" через дистрибуторскую сеть "СладКо", которая была более ярко представлена на национальном уровне, объемы продаж "Крупской" выросли на 25-30%. Мы смогли усилить продвижение и в остальные регионы, такие как юг и центр России, а также Москва. Наше присутствие в розничных сетях Москвы растет прежде всего благодаря конкурентному портфелю брендов, который мы предлагаем, а также организации четкой работы дистрибуторской сети.
DP.RU: Насколько существенным было сокращение? Как выбирали новую управленческую команду?
Вадим Тер-Исраелян: Я думаю, что сокращение прошло достаточно мягко, потому что, будучи частью западного скандинавского концерна, мы прощались с людьми хорошо, старались учитывать все их заслуги перед компанией. На уровне функциональных директоров сокращено около 35% персонала. Если брать нижний уровень, то там, конечно, доминируют специалис¬ты фабрики им. Крупской. Из Екатеринбурга сюда переехали всего шесть человек. Всегда легче вести бизнес с теми, кто работает на местном рынке.
DP.RU: Ранее периодически возникала тема переезда фабрики им. Крупской из города. Например, в Красное Село. На каком этапе сегодня находится этот проект?
Вадим Тер-Исраелян: Идея переноса из центра по-прежнему существует. "Крупская"" отказалась от участка в Красном Селе после покупки в 2010 году ООО "Петергоф" (производителя шоколадной пасты и печенья). Это достаточно современная фабрика с большим земельным наделом в 10 га. И потому логично было бы построить новую фабрику, а также склад готовой продукции именно там. Я думаю, что это перспектива ближайших 3 лет. Размер инвестиций в строительство нового производственного комплекса вместе с переездом оценивается примерно в $50 млн.
DP.RU: И как вы оцениваете перспективы развития кондитерского рынка?
Вадим Тер-Исраелян: Думаю, что в ближайшие 2-3 года рынок будет развиваться с той же скоростью, что и сейчас. Причем и в денежном выражении, и в тоннаже. При этом денежный рост может ускориться за счет того, что будет продаваться продукция из более дорогого ценового сегмента, то есть рынок снова начнет премиализироваться и его рост составит не 15%, как сейчас, а 20%. Потребительский рынок в определенной мере уже насытился продукцией, предлагаемой кондитерами. Лидировать будут компании, которые смогут предложить рынку свежие, инновационные идеи.
DP.RU: В каких сегментах рынка сегодня сосредоточена основная конкурентная борьба?
Вадим Тер-Исраелян: В средне- и низкоценовом сегментах. Премиальный сегмент во время кризиса не слишком пострадал. Так, показатели фабрики Крупской и во время кризиса, и сейчас вполне хорошие. В Петербурге вообще существует невероятно завидная лояльность потребителя ко всему тому, что производится на местном рынке. А что касается показателей "СладКо", то во время кризиса у нас увеличилось потребление более дешевых продуктов.
DP.RU: А если говорить о товарных сегментах?
Вадим Тер-Исраелян: Лучше всего в кризис продавались бисквиты, печенье, вафли и вафельные торты. Некоторые категории даже показывали рост.
DP.RU: Какие основные проблемы сегодняшнего кондитерского рынка вы отмечаете?
Вадим Тер-Исраелян: Мировой, и в частности российский, рынки пока не оправились от кризиса. Об этом, в частности, говорят цены на какао-бобы, которые сейчас пошли вниз после резкого подъема в начале года, и одна из причин - падение спроса на шоколад в мире,¬ и в частности на самом крупном - американском рынке. В увеличении стоимости сырья большое значение имела спекуляция многих крупных международных фондов, которые, осознав нестабильность рынков, уходят в резервные сырьевые рынки, такие, например, как рынок какао-бобов. Кроме того, наш кондитерский рынок зависим от импортного сырья, которое составляет примерно 70-75%. Даже сахаром российского производства мы обеспечиваем себя всего на 50%.
DP.RU: На сколько, на ваш взгляд, консервативен кондитерский рынок в России?
Вадим Тер-Исраелян: Не думаю, что наш рынок консервативнее, чем западный. Рынок реагирует прежде всего на консервативность потребителя. Из каждых 10 новых продуктов в первый год жизни погибает восемь?-?девять, приживается максимум один?-?два. Придумать что-то концептуально новое в продуктах питания очень сложно, это не высокотехнологичный бизнес. Кроме того, это немалые инвестиции в оборудование, которое стоит 5-7 млн евро, в технологии и прочее. Мы делаем ставку на эволюционные инновации, поскольку революционные после значительных инвестиций и вывода продуктов на рынок могут не сработать.
Биография Вадима Тер-Исраелян: Родился в 1967 году в Ереване. В 1991 году окончил Ереванский технический университет. Карьеру начал в 1995 году с должности регионального менеджера в "Хайнц СНГ". Занимал различные должности в области продаж в компаниях "Юнилевер Бест Фудс", ОАО "Вимм-Билль-Данн", "Крафт". В 2008 году возглавил кондитерское объединение "СладКо". В феврале 2011 года назначен генеральным директором кондитерской фабрики имени Н.К. Крупской, а затем и главой объединенной кондитерской компании "Оркла Брэндс Россия".