В 2012 г. сети, торгующие одеждой в сегменте масс-маркет, будут открывать магазины преимущественно в регионах.
В наступившем году на петербургском рынке одежды для среднего класса масштабных открытий не будет. Основные события будут происходить в российской глубинке. Кроме насыщения петербургского рынка и обострения конкуренции сдерживающим фактором для развития одежного ретейла в Петербурге является нехватка подходящих помещений.
Залог успеха развития сети - присутствие во всех успешных торговых комплексах (ТК). Однако в Петербурге операторам уже не хватает мест в действующих ТК, подходящих для торговли одеждой массового спроса.
В 2012 г. в Петербурге будет введено около 230 тыс. м2 площадей в семи ТК, рассказала Вероника Лежнева, руководитель отдела исследований Jones Lang LaSalle в Петербурге. Этого явно недостаточно для ретейлеров, каждый из которых запланировал на 2012 г. десятки новых торговых точек.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Магазин деловой одежды ЗАО "БТК групп".
В среднем торговля одеждой, украшениями, небольшие спортивные магазины занимают 50% торговой площади. "Таким образом, в Петербурге одежные бренды могут рассчитывать на объем площадей около 80-90 тыс. м2", - прогнозирует Вероника Лежнева. Один из самых востребованных форматов среди одежных ретейлеров - 150-300 м2 отмечает Роман Евстратов, представитель "Colliers International Петербург".
По словам Ирины Староверовой, представителя петербургского ОАО "Мэлон Фэшн Груп" (бренды befree, Zarina, Love republic, co&beauty, Springfield, Women'Secret), компания представлена практически во всех торговых центрах, поэтому в 2012 г. основные открытия проведет в регионах. ОАО "Модный континент", развивающее сеть Incity, планирует в 2012 г. открыть более 90 магазинов в РФ, из них только три в Петербурге - в ТЦ "Лето", "Питерлэнд" и "РИО". По словам Александра Попова, гендиректора компании, в 2011 г. они столкнулись с нехваткой качественных площадей и высокими арендными ставками.
Finn Flare в этом году намерена открыть 40 объектов (25 по франчайзингу) в России, на Украине и в Казахстане, говорит пресс-секретарь Finn Flare Юлия Зефирова. Сколько из них будет в Петербурге, пока не решено.
В то время как действующим операторам не хватает мест, управляющие ТК сетуют на нехватку новых брендов. Во всех ТК набор арендаторов практически одинаковый. "Это приводит к конкуренции между торговыми центрами и к увеличению интереса к новым брендам. Даже самые успешные торговые центры - "Гранд Каньон" и обе "Меги" активизировали ротацию. В то же время появление новых операторов идет недостаточно активно", - отмечает Роман Евстратов.
Fiba Group (франчайзи Gap Inc. в России, на Украине и в Турции), которая меньше полугода назад запустила бренд Banana Republic в Москве, пока не планирует выводить его в Петербург. "В ближайшее время магазины Banana Republic будут открываться только в столице", - говорит Анна Петухова, представитель компании. В Петербурге у ретейлера два магазина под брендом Gap, еще один будет открыт в этом году.
В 2012 г. на петербургский рынок выходит сеть салонов кожи и меха Ivagio. Компания "Гольфстрим" запускает новую сеть Teamo. Операторы, не попавшие в успешные объекты, стремятся наверстать упущенное, например, сети Mango и Puma обозначили свой интерес к новым объектам.
По данным
Esper-group
, объем рынка одежды в России в 2011 г. составил $54,13 млрд, в Петербурге - $2,91 млрд. Рынок вернулся на докризисный уровень еще в 2010 г. и показывает значительные темпы роста: в России - на 7,97%, в Петербурге - на 8,21%.
Практически не пострадал от кризиса низкий сегмент (средний счет 15-35 евро) в отличие от среднего (36-240 евро) и премиального (от 240 евро). Отток клиентов почувствовали ателье по пошиву одежды. Так, по словам собственника одного из петербургских ателье, в кризис из 68 клиенток, которых он обшивал более 10 лет, осталось только две.