Прошедший год стал для авторынка годом активного роста после кризисного падения продаж. В 2012 году российский авторынок продолжит активно восстанавливаться.
В декабре, по данным
Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи выросли на 23% (продано 251 тыс. автомобилей), всего за 12 месяцев рост составил 39% (реализация составила 2,65 млн машин против 1,91 млн в 2010 году).
В денежном выражении и по подсчетам PriceWaterhouseCoopers (PWC), продажи составили $58,9 млрд, превысив на 70% показатели 2010 года ($34,6 млрд). Таким образом, средняя цена нового проданного автомобиля составила $22 тыс., в то время как в 2010 году она равнялась $18 тыс.
Наиболее активно в прошлом году продажи росли у следующих производителей: "Иж" (956%), BYD (250%), Geely (212%), Jeep (159%), Lifan (133%), Volkswagen и Mini (по 100%). Не смогли превзойти показатели 2010 года четыре бренда: "ТагАЗ" (падение продаж -75%), Chrysler (-58%), Dodge (-42%), Chery (-18%).
На фото: Россия, Санкт-Петербург. "Президентский" автомобиль на Петербургском автомобильном салоне. Художник Сергей Полутин.
По словам Дэвида Томаса, председателя комитета автопроизводителей АЕБ, результаты продаж за прошлый год соответствовали прогнозам, которые эксперты давали, отмечая "тенденции стабильного (хотя и более медленного) роста авторынка РФ".
По данным PWC, каждый десятый автомобиль в 2011 году был куплен с привлечением льготного автокредита. Всего в России в 2011 году было выдано более 263 тыс. льготных автокредитов. В 2012 году эксперты ожидают роста ставок по автокредитам, в первую очередь на те автомобили, которые участвовали в программе льготного кредитования, что потенциально может негативно сказаться на продажах автомобилей в кредит.
С окончанием программы льготного кредитования еще более активную роль будут играть кэптивные банки и те банки, которые имеют совместные кредитные программы с автоконцернами.
Стэнли Рут, партнер компании PWC, говоря о прогнозах на будущее, отмечает, что российский рынок остается волатильным и труднопрогнозируемым.
"В дальнейшем мы ожидаем замедления темпов роста и полагаем, что в 2012 году объем продаж новых легковых автомобилей (без учета легких коммерческих автомобилей) не превысит 2,6 млн штук, а при доминировании негативных факторов объемы продаж могут снизиться и до 2,3 млн штук", - говорит Стэнли Рут.
"Наш текущий прогноз на 2012 год составляет 2,8 млн автомобилей, - комментирует Дэвид Томас, включая в эту цифру также легкие коммерческие автомобили. - Очевидно, что ситуация на мировых финансовых рынках окажет определенное влияние на развитие автоиндустрии в РФ. Тем не менее в России свою роль сыграют такие факторы, как недостаточное количество личных автомобилей в собственности, высокие показатели устаревшей техники, значительный потенциал и инвестиционная активность регионов РФ".
В Петербурге в 2011 году продано 190 тыс. новых легковых автомобилей, что на 40% или на 54 тыс. машин больше, чем в 2010 году, сообщает "Auto-Dealer-СПб". К докризисному результату 2008 года, когда было продано 220 тыс. машин, рынок пока не вернулся.
Лидером продаж за прошлый год стала Lada, c небольшим отрывом от нее год закончили Chevrolet и Nissan.