Вторая в мире экономика — экономика Китая забуксовала. Вооружившись цифрами и фактами, эксперты dp.ru. оценили риски "волны кризиса из Азии", а также причины и следствия замедления темпов роста народного хозяйства КНР для России.
Опасения рецессии добрались до Китая. Сначала премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао огорошил народных представителей Всекитайского собрания, заявив, что экономика Поднебесной в 2012 году вырастет на 7,5% ВВП, а не на 8%. Хотя ниже, чем на 8% в год, экономика КНР не росла с 2004 года, в 2011 году прибавила 9,2% ВВП, а в посткризисном 2010–м все 10,4%.
В воскресенье появился еще один повод говорить о том, что торможение в КНР сильнее прогнозов. Таможенное управление Китая сообщило, что по итогам февраля 2012 года дефицит торгового баланса страны достиг $31,48 млрд. Это рекордный уровень с 1989 года. Эксперты также отмечают резкий скачок импорта: по сравнению с тем же периодом 2011 года он вырос на 39,6% — до $145,96. При том, что экспорт в феврале прибавил всего 18,4%, до $114,47.
Западные обозреватели и банковские эксперты говорят, что ситуация в КНР "быстро ухудшается из–за особенно низкого экспорта и падения спроса со стороны ЕС и других рынков".
"Китай — это плановая экономика. И если мы ждем от Китая банкротства по образцу пресловутого Lehman Brothers (давшего в сентябре 2008 года старт мировому кризису. – Ред.), то мы его не дождемся. Потому что у них и поставщики и заемщики — госструктуры", — говорит главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин. В то же время эксперт отмечает, что бюджетный дефицит у Китая низкий, а золотовалютные резервы всеьма солидные — составляют около $3 трлн или примерно 50% ВВП.
Аналитик ФГ "Калита–Финанс" Елена Туржанская тоже допускает, что "не все так плохо", и связывает негативный эффект "с Новым годом". Она не исключает, что ситуация на мировом рынке даст Китаю возможность "более выгодно договориться с торговыми партнерами, в первую очередь с США и ЕС". Известно, что доля США в торговых отношениях КНР в 2011 году росла более активно, чем с Евросоюзом. Что касается взаимодействия экономик КНР и России, то китайское охлаждение здесь, прямо скажем, некстати.
"У России с Китаем, в частности, есть достаточно сильные связи в металлургии, горнодобывающем секторе. Здесь спад может дать очень негативный эффект", — допускает Елена Туржанская. Нельзя, впрочем, полностью исключить того, что пересмотр прогнозов по росту экономики КНР — следствие нисходящего тренда, заложенного в конце 2011 года. В этом случае, если опасения рецессии все–таки не подтвердятся, в ближайшие месяцы мы должны увидеть смену тренда и "разворот".