Как и ожидалось, в новый состав совета директоров "Эха Москвы" не вошли ни журналисты радиостанции, ни прежние независимые директора. Журналисты считают это давлением на редакцию с целью изменения информационной политики. Эксперты считают, что "Эхо" останется оппозиционным, но работать ему будет сложнее.
Собрание акционеров "Эха Москвы" в четверг избрало новый совет директоров радиостанции. Совет директоров покинули главный редактор Алексей Венедиктов и его первый заместитель Владимир Варфоломеев. Также своих мест в совете лишились независимые директора Евгений Ясин и Александр Маковский.
Новыми директорами выбраны генеральный директор "Эха" Юрий Федутинов, руководитель "Связьинвеста" Владимир Семенов и предприниматель Евгений Трубин. Таким образом, независимых от основного акционера – "Газпром-Медиа" – директоров в составе совета больше нет, констатируют наблюдатели. Решение собрания акционеров было принято большинством голосов, против голосовал только Владимир Варфоломеев (Алексей Венедиктов участия в голосовании не принимал).
"Газпром-Медиа" потребовало досрочного переизбрания совета директоров радиостанции в середине февраля. Особенно подчеркивалось требование сменить двух независимых директоров – Ясина и Маковского. Журналисты считают, что "Газпром-Медиа" таким образом реагирует на критику в адрес "Эха" со стороны чиновников, в том числе премьер-министра. Алексей Венедиктов полагает, что концерн будет стараться давить на редакцию, чтобы изменить информационную политику радиостанции.
В тот же период времени претензии к "Эху Москвы" возникли у прокуратуры. Сейчас по уставу радиостанции главного редактора выбирают журналисты. Поэтому редакция имеет больше влияния на информационную политику издания, чем совет директоров. Прокуратура подозревает, что устав не соответствует Трудовому кодексу.
Читайте также:
Медведев перераспределил налоги "Газпрома"
Если устав будет признан несоответствующим, пункт о выборе главного редактора может быть изменен, отметил Алексей Венедиктов. "Очень кстати" придется новый состав совета директоров. И тогда акционер сможет назначить "своего" редактора и "свою" редакционную политику, говорит журналист.
Интересно, что устав "Эха Москвы" писал в начале 1990-х годов нынешний председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов.
Руководители "Газпром-Медиа" в феврале выступили со специальным заявлением. По их словам, смена совета директоров вызвана только желанием оптимизировать менеджмент. По другим данным, причина конфликта – в аппаратной борьбе внутри самого концерна.
Наблюдатели согласны с Алексеем Венедиктовым – целью действий "Газпрома" является воздействие на информационную политику. Вряд ли дело действительно в желании оптимизировать менеджмент – и экономические, и рейтинговые показатели "Эха Москвы" находятся на хорошем уровне, констатируют эксперты.
Политологи напоминают, что в течение последних 10 лет радиостанция является так называемой "разрешенной оппозицией". Решение принималось первым лицом государства, подтвердил в одном из интервью Алексей Венедиктов. В соответствии с этим решением редакционная политика "Эха" остается независимой от государства. Некоторые наблюдатели считают, что "Эхо" своим существованием призвано свидетельствовать, что в России все в порядке со свободой слова.
Перестановки в совете директоров вряд ли приведут к резкой смене редакционной политики, считают наблюдатели. Сейчас "доказательства демократии" нужны действующей власти никак не меньше, чем несколько лет назад. В то же время работать "Эху" и его сотрудникам, вероятно, станет сложнее, прогнозируют эксперты. Как это часто происходит, принимать силового решения действующие власти не будут, но постараются затруднить журналистам осуществление их деятельности "на местности".
В феврале с заявлениями в поддержку "Эха" выступали Григорий Явлинский и Михаил Прохоров. Кандидат в президенты предложил выкупить у "Газпром-Медиа" основной пакет акций радиостанции. С аналогичным предложением обратилась к "Газпрому" владелица телеканала "Дождь" Наталья Синдеева. Ответа от "Газпром-Медиа" не последовало.