Кризис научил банкиров внимательнее изучать бизнес заемщиков, отодвигая ценность залога на второй план. Теперь в приоритете компании, создающие продукты, от которых никогда не откажутся потребители. А госкомпании для большинства банков теряют значение.
На круглом столе, организованном "ДП", банкиры обсудили, как изменился портрет их корпоративного заемщика: по-прежнему ли в приоритете компании, работающие по госзаказу, или частные компании, подвели итоги прошлого года и обозначали тенденции текущего, а также обсудили, как меняются требования к заемщикам.
"Участие государства и госконтрактов играет сейчас все менее доминирующую роль при выборе заемщика. Портрет клиента банка поменялся во второй половине 2011 г. Так, в прошлом году Сбербанк активно работал с сельскохозяйственной отраслью, вложив 36 млрд рублей в этот сегмент на Северо-Западе. Отмечу, что это одна из наиболее активно развивающихся отраслей прошлого года.
Также мы активно вошли в сегмент малого бизнеса. Малый бизнес сейчас проявляет большую деловую активность с точки зрения заимствований и банковского обслуживания.
На фото: Российская Федерация. Санкт-Петербург. Круглый стол на тему: «Корпоративное кредитование: тенденции и прогнозы». Вице-президент ОАО "Банк БФА" Дмитрий Саберзянов.
Что касается оценки заемщиков, то в 2011 г. у нас стартовала система рейтингования в зависимости от процентной ставки. Была реализована залоговая политика, появилась залоговая служба и служба андеррайтинга. При помощи иностранных консультантов внедрили новую систему оценки кредитных рисков, что позволило серьезно улучшить качество кредитного портфеля. Но не буду скрывать, что из-за этого произошел отток клиентов. Мы потеряли 25-26 млрд рублей за последние полгода, но это были не самые лучшие клиенты. Но мы наращиваем обратно наш портфель, который сейчас составляет около 300 млрд рублей. За прошлый год СЗБ Сбербанка удалось снизить долю просрочки с 9,9 до 7,9%. Мы планируем завершить 2012 г. с уровнем просрочки 6%".
"Банк работает с крупным и средним бизнесом, и отраслевая структура в течение нескольких лет достаточно стабильна: на торговую и строительную отрасль при ходится 21 и 22% соответственно, представлены также энергетика, нефтегазовая отрасль, оборонка, достаточно большую долю занимает сельское хозяйство. По итогам 2011 г. в СЗФО кредитный портфель составил 230 млрд рублей, план на 2012 г. - рост на 12-13%.
На сегодня клиенты скорее умерили аппетиты к риску, начали внимательно просчитывать стоимость ресурсов, которые они привлекают. Ведь кредитные ставки для заемщиков на рынке выросли, из-за того что для банков закрылись возможности привлечения длинных дешевых денег на внешних рынках.
В ВТБ давно действует система рейтингования заемщиков, она развивается, но не могу сказать, что мы по результатам кризиса внесли в эту модель какие-то принципиальные изменения. По-прежнему залог - важное условие кредитования, но на первом месте стоит бизнес клиента и источники погашения долга.
В целом северо-западный рынок неплохо отработал 2011 г., доля просрочки снизилась с 6,2 до 5,2% по корпоративным клиентам. Хотя в абсолютной величине произошел небольшой рост с 76 млрд до 79 млрд".
"Думаю, что у банков в целом одинаковые подходы к оценке состояния заемщиков. Но теперь они внимательнее смотрят на модель бизнеса клиента, чтобы компания производила продукт, который даже при ухудшении ситуации на рынке позволит рассчитываться по кредиту, чтобы денежный поток был достаточным для обслуживания долга. Также более значимой стала роль стресс-тестов заемщика: анализ его деятельности, прогнозы его устойчивости на случай кризиса.
Для МБСП также предпочтительны заемщики из госкомпаний, их поставщики и подрядчики (и далее по цепочке), так как эти компании имеют достаточный портфель заказов, чтобы их кредитовать.
Просрочка у МБСП обычно ниже рынка и в последние пару лет находится в пределах 2%. Стоит отметить, что в кризис не просто приходилось ждать от проблемных клиентов выплат, но еще и проводить с ними работу по поиску источников погашения долга, заново анализировать бизнес-план, реструктуризировать часть долга. При этом такие клиенты после кризиса стали еще лояльнее относиться к банку".
"Тенденции, которые, на мой взгляд, уже сейчас начинают прослеживаться, - это ускоренное расслоение заемщиков-юрлиц на очень хороших, которые давят на ставку и не хотят брать дорогие кредиты, и на клиентов, у которых ухудшилось финансовое состояние и нет ликвидных залогов.
И второй момент - это превышение темпов роста дебиторской и кредиторской задолженности по сравнению с валютой баланса и ростом выручки. Это говорит о том, что клиент сегодня не хочет брать кредит под 11-15% годовых (это намного превышает ставку рефинансирования - 8%). Для нас, в отличие от Сбербанка, все-таки более симпатичны клиенты, которые выполняют госзаказ напрямую, на подряде либо имеют контракты с крупными монополиями. Тем более у таких компаний улучшилась платежная дисциплина. Однако среди них есть предприятия, которые традиционно много кредитовались в банках, а теперь не нуждаются в пополнении оборотных средств, т.к. в феврале им пришли деньги из госбюджета. Такая ситуация сейчас характерна на рынке строительных услуг по госзаказу (энергетической и дорожной инфраструктуры).
Добавлю, что в конце 2011 г. значительно уменьшилась длина пассивов банков. У банков появились трудности со среднесрочной ликвидностью свыше 12 месяцев. Все компания хотят получить кредит на срок от 2 лет, но мы стараемся склонить клиентов к более короткому кредиту - до года, максимум до 2 лет".
"Российская экономика все больше огосударствляется, многие сегменты развиваются в рамках госпрограмм. Так что при выборе заемщика важна его вовлеченность в этот процесс. Но это также таит в себе и некий риск скатывания в госплан. Так, нынешняя администрация сейчас проводит ревизию городских госпроектов, хотелось бы, чтобы процесс ускорился. Так как экономика города фактически парализована, у некоторых наших клиентов в декабре просто остановились проекты. И планы банковского финансирования тоже оказались в подвешенном состоянии.
Говоря о залогах, хотелось бы добавить, что за последние 2 года нормой стало поручительство собственников бизнеса, раньше это было не так распространенно.
Кроме того, если до кризиса можно было смотреть на рыночную оценку актива по-разному, то сейчас за основу берется наиболее консервативная оценка, так как рынок сейчас достаточно вялый. Диапазон дисконтов - 20-50%.
Объем корпоративных кредитов, предоставленных банком на рынке СПб, по итогам 2011 г. составил 145,6 млрд рублей. Наш банк традиционно вкладывает денежные средства в кредитование оптово-розничной торговли, строительства, а также обрабатывающей промышленности, доля которых в портфеле составляет порядка 20%, остальная часть портфеля делится между лизингом, недвижимостью, транспортом и энергетикой. В целом в 2012 г. возможен прирост рынка корпоративного кредитования до 20%. Обеспечение по кредиту не является основополагающим фактором для принятия решения о кредитовании заемщика. Так что дисконт по залогу может варьироваться в любых пределах. Однако мы определили для себя перечень имущества, которое нам не интересно в качестве залога в силу специфики работы с такими залогами. Сюда можно отнести речные и морские суда.
Просрочка по юрлицам в целом по банку составляла в 2011 г. 3-4%. Основная доля приходится на Петербург. В рознице и МСБ просрочка составляет менее 0,5%".
Валерий Абрамов, директор департамента по работе с корпоративными клиентами филиала
Промсвязьбанка
в Санкт-Петербурге:
"Если до кризиса банк был всеядным и универсальным, то 2008 г. показал, какие отрасли поставить в конец кредитной линейки. Мы поняли, что не сможем конкурировать по крупным компаниям, предлагая минимальные ставки. Посчитав итоги 2011 г., мы поняли, что наш капитал работает не так эффективно, как хотелось бы. В итоге были выделены приоритетные продукты: факторинг и международное финансирование - это наши локомотивы. Также было решено перейти от крупного бизнеса к среднему - с годовым оборотом 0,5-1 млрд рублей.
Кредитный портфель по Петербургу в 2011 г. достиг 10,5-11 млрд рублей, из них 2 млрд - факторинг, 1,5 млрд - международное финансирование. За прошлый год портфель вырос на 25-30%, в этом году мы рассчитываем на рост 40%.
В целом мы не меняли структуру анализа и состав департамента, которые рассчитывают кредитные риски. Мы просто добавили еще одну шкалу - квазипремию за риск, т.е. если клиент рейтингуется ниже определенных категорий, то для него ставка выше. С точки зрения обеспечения дисконты на залоги вернулись на докризисный уровень. Так, например, дисконты на недвижимость составляют 30-40%. Мы снова выдаем бланковые гарантии под контракты и тендеры, можем взять дебиторскую задолженность в качестве обеспечения, но, конечно, мы берем и поручительства владельцев бизнеса".
"Сейчас мы делаем основной упор на развитие малого и среднего бизнеса, работая с компаниями с годовым оборотом 1,5-2 млрд рублей. В структуре кредитного портфеля на производство приходится 30% объема, энергетику - 15-20%, автодилеров - 18-20%. Общий объем портфеля в Петербурге в 2011 г. таков: 8,5 млрд рублей - крупный корпоративный бизнес и 1,2 млрд рублей - малый бизнес. Во второй половине 2011 г. мы немного затянули гайки в отношении требований к заемщикам. Мы можем сколько угодно брать в залог недвижимость и основные средства, но клиент должен быть заинтересован в том, чтобы не потерять этот залог. Отсюда и размер дисконтов, например, у нас есть случай, когда взяли с дисконтом 10% оборудование целлюлозно-бумажного предприятия, так как от этого оборудования зависела его дальнейшая деятельность. И заемщик его точно не захотел бы потерять. Это касается и недвижимости, на которой завязан технологический цикл.
Мы чувствуем, как другие банки меняют свои требования. Например, Сбербанк поменял требования к заемщикам, и те клиенты не просто так ведь ушли, они распределились между банками-коллегами".
"Кризис очень сильно повлиял на представление банков о том, что такое хороший заемщик. В свое время банками был сделан сильный акцент на предоставление заемщиками надежного обеспечения. Но в кризис 2008 г. банки оказались счастливыми обладателями большого количества недвижимости, которую оказалось невозможно реализовать. Ведь банк - это не ломбард, мы предпочитаем возврат кредита деньгами, а не натурой. Уроки кризиса для нас выразились в том, что надо уделять большее значение направлению деятельности заемщика. Есть такие стрессоустойчивые направления бизнеса, которые востребованы всегда. Например, медицинские услуги, ретейл (особенно продуктовый), все виды ремонтных работ, телекоммуникационные услуги - от них, как правило, потребители отказываются в последнюю очередь".
Константин Миалович, руководитель петербургской территориальной дирекции корпоративного
бизнеса банка
"Уралсиб"
:
"В конце прошлого года мы поставили для себя задачу: заменить транзакционных клиентов - тех, кого мы делим еще с другими банками. Хотелось бы, чтобы клиенты полностью обслуживались в нашем банке и сначала были клиентами, а потом уже заемщиками. Никак принципиально требования к заемщикам не меняли, скорее речь идет о том, что меняются процессы. Кстати, со Сбербанком у нас были общие консультанты. И мы тоже изменили подход к залогам внутри банка, но на заемщике это никак не отражается. Вообще, в отношении залогов мы стараемся отойти от идеи приравнивания стоимости залога к сумме кредита. Но банк готов оценить товар в обороте за полную стоимость. Наверное, поменялось то, что хорошему заемщику стало легче получить кредит, а плохому - еще сложнее.
В 2011 г. просрочка по корпоративным клиентам снизилась с 6 до 5%, это немного меньше, чем мы рассчитывали. Получилось, что гасились старые проблемные кредиты, но приходилось разбираться с новыми проблемами".
"Банк БФА ориентируется на средний бизнес с потребностями в кредитовании в размере 100-350 млн рублей. Такие клиенты, как правило, обслуживаются в нескольких банках, что заставляет нас формировать индивидуальные условия для их привлечения. Мы пока готовы работать с крупными клиентами, а малый - слишком трудо- и капиталоемкое направление. Кредитный портфель банка составляет 15-16 млрд рублей, основные отрасли - строительная, финансовые услуги, торговля и транспорт, но доля каждой отрасли не превышает 30% портфеля.
Просрочка в банке на конец года составила 2,5%. Согласен, что залог играет вторую роль при принятии решения о выдаче кредита - залог может быть рычагом морального воздействия на заемщика, когда ему не хочется потерять ценный залог и он старается не задерживать платежи по кредиту".