В городе будут развивать альтернативные форматы торговли. Смольный впервые признал диктат сетей и решил потратить на поддержку участников рынка 2 млрд рублей.
В Петербурге принимают региональную программу развития торговли на территории города на 2012–2015 годы. На ее финансирование из городского бюджета выделят почти 2 млрд рублей. В КЭРППиТ документ назвали "живым" — его будут корректировать с учетом тенденций развития торговли. Первое обсуждение программы прошло с общественными организациями, представляющими малый бизнес, на встрече в Доме предпринимателя.
Представители общественных организаций отмечают, что власти города впервые признали диктат интересов сетей во время правления Валентины Матвиенко и впервые представили документ, который реально отображает "непростую ситуацию", в которой находится сфера потребительского рынка в Петербурге. "Данным проектом власть фактически признает недостаточность уделяемого этой сфере внимания и скромное место в ней малого бизнеса", — говорит Александр Доронин, председатель совета НП "Союз малых предприятий Санкт–Петербурга".
По его словам, монополизация рынка и засилье крупных игроков справедливо отмечаются как одна из основных проблем, влияющая на рост цен, низкое качество товаров и услуг, слабый доступ отечественных производителей на рынок.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Открытие первой очереди многофункционального торгового комплекса "Хасанский".
Читайте также:
Адреса фоторадаров на 26 апреля
Но, по мнению самих сетей, именно крупные торговые компании являются сдерживающим инфляционным фактором на потребительском рынке. "В отличие от стихийной розницы мы способны держать нулевые, а то и минусовые наценки на социально значимые товары за счет больших объемов закупок и продаж. Мы можем себе позволить не допустить на полку некачественный товар и отказать поставщику такого товара в заключении контракта", — отмечают в X5 Retail Group.
Сфера торговли формирует пятую часть валового регионального продукта, в 2011 году оборот розничной торговли составил 765,4 млрд рублей. Согласно документу, основные проблемы, существующие в этой сфере, — дороговизна и недоступность отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, высокая доля сетевой торговли, недостаточно развитые альтернативные форматы торговли, а также неравномерное территориальное распределение объектов торговли и услуг, низкий уровень обеспечения защиты прав потребителей. По словам Екатерины Занозиной, и.о. заместителя председателя КЭРППиТ, новая программа должна решить эти проблемы, упор должен быть сделан в том числе на развитие различных типов торговли. Однако в предложенной альтернативе бизнес усомнился. "Совершенно правильное желание развивать альтернативные формы торговли опять хотят реализовать не самыми эффективными способами: ярмарками выходного дня, автолавками и т.д." — говорит Алексей Третьяков, председатель петербургской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка. "Хотя очевидно, что в результате ограниченности площадей в центре города рынок не построишь, а лавки не создадут необходимых условий для реализации продукции", — считает общественник.
По словам экспертов, единственно разумным выходом было бы возрождение мини–рынков (другими словами, комплексов мелкорозничной торговли). "Однако об этом в программе нет ни слова", — сетует Алексей Тертьяков.
Стимулированию форм торговли, альтернативной сетевым форматам, посвящена в программе целая таблица — здесь отмечено, например, что можно получить субсидию на возмещение затрат, связанных с выплатой процентов — по кредитам на оборудование.