Гигантские столбы дыма, появившиеся в пятницу около 20:30 в небе над северной частью Петербурга, переполошили весь город. Как оказалось, горели окрестности локомотивного депо у железнодорожной станции "Ручьи", а внушительное зрелище объяснялось тем, что на огромной площади около 1 тыс. м2 почему–то было разлито большое количество нефтепродуктов. Пожар потушили, но возникли вопросы к уровню экологической культуры предприятий на городских окраинах.
Первое сообщение о гигантском пожаре на севере города в городских СМИ появились уже по окончании рабочего дня примерно в 20:30. Интернет в считанные минуты наполнился фотографиями и видеозаписями горожан, наблюдавших жуткое зрелище. Первое время мало кто даже мог сказать, где именно горит. Было понятно, что это где–то на ул. Руставели. Но эта улица ограничивает город с востока, и, по сути, было понятно, лишь что пожар где–то на городских окраинах.
Огромные черные клубы дыма и полыхающие языки пламени, видные за несколько километров, позволяли без труда предположить, что горят нефтепродукты. Поэтому первых версий было две: одна из бензоколонок, которых на улице Руставели с десяток, или нефтебаза "Ручьи". Последнее предположение, подтвердись оно, было бы очень плохой новостью, ведь "Ручьи" — крупнейшая нефтебаза города, которая снабжает сеть не только владельца — Петербургскую топливную компанию, но и многие другие заправки. Приостановка работы "Ручьев" означала бы неизбежные перебои в снабжении топливом города.
Однако довольно скоро стало понятно, что горит значительно севернее нефтебазы и в удалении от жилых кварталов. Значит, особо трагичного ничего произойти было не должно.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Пожар на ул. Руставели. На подъездных путях грузового парка станции "Ручьи" горели откосы дренажной канавы, трава и кустарник на площади 1000 кв. м.
Читайте также:
Пожарные дали ответы малому бизнесу
Первые подробности появились примерно через час. Сообщалось, что горит мазут где–то в районе нефтепровода, снабжающего топливом депо по ремонту и обслуживанию локомотивов. По сути, это железнодорожная АЗС с сервисом. В городском МЧС официально опровергали, что горели нефтепродукты. "Горели откосы, кустарник, трава на подъездных путях грузового парка станции Ручьи", — цитировали СМИ представителей МЧС.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Пожар на ул. Руставели локализован. На подъездных путях грузового парка станции "Ручьи" горели откосы дренажной канавы, трава и кустарник на площади 1000 кв. м.
Однако то, что люди видели своими глазами, а многие не поленились пробраться совсем близко к пожару, позволяло настаивать на уточнении. Как горит трава, все видели много раз: почему же сейчас горело так сильно? Но, если признавать, что горит мазут, надо как–то объяснять, откуда он взялся и чей он. А значит, легко будет найти виновного.
В итоге пожарным все же пришлось признать, что горели и нефтепродукты.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Пожар на ул. Руставели локализован. На подъездных путях грузового парка станции "Ручьи" горели откосы дренажной канавы, трава и кустарник на площади 1000 кв. м.
"По прибытии мы столкнулись со следующей ситуацией. Есть локомотивное депо по ремонту и обслуживанию локомотивов, в том числе по их заправке, и расходный парк с резервуарами. Между ними лежит трубопровод, фланцы которого выходят в канаву. Предположительно, от горения травы или от воздействия каких–то третьих лиц была нарушена герметичность этих фланцов, в результате чего дизтопливо вытекло в канаву, и горение получило факельную форму", — сообщил СМИ заместитель начальника ГУ МЧС по Петербургу Андрей Плыгун.
На все вопросы это объяснение не отвечает. К примеру, горожанам непонятно, почему загорелась трава, ведь сейчас для летнего сезона, когда такие вещи естественны, еще далеко. Но самое главное, непонятно, как именно и почему мазут разлился на площади аж в 1 тыс. м2. И главное, раз такое произошло в "Ручьях", то нет ли аналогичных разливов и на других окраинах города. Ведь вокруг Петербурга десятки предприятий занимают тысячи гектар, на которые доступ простому горожанину закрыт. А насколько принципиальны в своей работе инспекторы проверяющих органов, остается только догадываться. В любом случае, постоянно контролировать, что где разлито, у властей пока не хватает воли и сил. А широко известная экологическая культура многих российских владельцев промышленных предприятий не позволяет надеяться, что больше нигде в городе нет разливов нефтепродуктов, аналогичных тому, что случился в пятницу вечером в Ручьях.
Хотелось бы, чтобы пятничное происшествие не стало очередным городским аттракционом, а дало бы повод властям пересмотреть свою политику в отношении контроля за выполнением экологических требований к владельцам промышленных предприятий, которые имеют дело с нефтепродуктами. За 1990–2000–е годы в городе владельцев таких предприятий появились сотни. Но далеко не все из них реально понимают все степень ответственности при работе с такими объектами и готовы тратить серьезные средства на их должное содержание. Для этого у властей есть достаточно инструментов. К примеру, даже Уголовный кодекс РФ говорит, что за нарушение требований обеспечения безопасности объектов топливно–энергетического комплекса (ст. 217.1 УК РФ) в случае причинения круного ущерба (более 1 млн рублей) можно угодить в тюрьму на срок до 3 лет. А если погибнут люди, то и до 7 лет. А намеренное приведение в негодность нефтепродуктопроводов даже без особых последствий грозит сроком до 7 лет.
Довольно давно активно обсуждается вопрос о том, что владельцы опасных объектов обязаны тратить серьезные суммы на их страхование. И общая тональность разговоров сводилась к тому, что государство вставляет бизнесу палки в колеса и облагает новыми непомерными сборами. Однако такое требование позволяет надеяться, что хотя бы ради снижения страховых платежей владельцы опасных объектов постараются повысить уровень трат на стремительно ветшающие опасные объекты.
С точки зрения простых горожан, доводы о дополнительных и вроде как не нужных расходах на страховку опасных объектов не очень убедительны. Ведь права и коммерческие интересы промышленников должны заканчиваться ровно в том месте, где они начинают противоречить вопросам экологии города, где живут миллионы людей, и вопросам его безопасности.