В конце мая свой третий сезон откроют аквабусы - водные маршрутные такси. Планируется, что в 2012 году они перевезут до 600 тыс. пассажиров.
Комитет по транспорту
и перевозчики подчеркивают, что спрос на услуги водного такси увеличивается с каждым годом. По итогам 2011 года услугами аквабуса воспользовались 450 тыс. человек, что на 150 тыс. больше, чем в 2010 году. В 2012 году предполагается дополнительное увеличение пассажиропотока до 500-600 тыс. пассажиров за период навигации, сообщает Дмитрий Игнатьев, старший инспектор комитета по транспорту Петербурга. Он добавляет, что специалисты разрабатывают трассы новых городских маршрутов.
В прошлом году пассажиры могли передвигаться на пяти водных маршрутах. В новом сезоне исключена Пригородная линия (Кронштадт - Ломоносов). "Это связано с открытием в конце прошлого года социального автобусного маршрута №175 и организацией регулярного транспортного сообщения между Кронштадтом и Ломоносовым", - комментирует ситуацию Дмитрий Игнатьев.
Предполагается, что стоимость проезда по одной городской линии составит, как и в прошлом году, 54 рубля для взрослых и 27 рублей для детей 5-10 лет.
На фото: Аквабус.
Участие в проекте компаний-перевозчиков происходит на конкурсной основе и предполагает ряд требований к перевозчикам. Необходимо, чтобы суда соответствовали классу речного регистра Р1,2. и были произведены не позднее 2009 года.
Одной из причин, почему компания "Русские круизы" решила участвовать в конкурсе, было совпадение конкурсных условий комитета по транспорту и планомерной работы группы компаний по замене старого флота на новый. "В 2010 году был заключен контракт на строительство новых теплоходов, которые соответствовали условиям утвержденной конкурсной документации", - комментирует Ольга Дружинина, заместитель генерального директора ООО "Русские круизы".
По условиям договора с перевозчиками город компенсирует компаниям их экономически обоснованные расходы, связанные с организацией перевозок пассажиров. "В частности, в 2011 году в качестве субсидии комитетом по транспорту было выплачено перевозчикам 108 млн рублей", - поясняет Дмитрий Игнатьев.
Мелик Саркисян
, генеральный директор ООО "МБС" - другого перевозчика городского водного транспорта, подчеркивает, что для компании участие в проекте "Аквабус" носит скорее социальный характер, нежели коммерческий. В то же время он прогнозирует, что через какое-то время проект станет коммерчески выгодным, как это произошло в Лондоне, Венеции, Таиланде и других государствах с развитым водным транспортом. "В 1997 году при запуске "водных автобусов" в Лондоне субсидии государства составляли 95% от затрат на перевозку одного пассажира. Сегодня размер государственных субсидий не превышает 5% от затрат на перевозку одного пассажира", - приводит показательный пример директор ООО "МБС".
По мнению Ольги Дружининой, необходимо увеличивать количество водных маршрутов, чтобы разгрузить наземный транспорт. В качестве объективного препятствия развитию проекта она называет короткий период навигации.
Мелик Саркисян убежден, что, поддерживая и развивая водный вид транспорта, государство сокращает расходы на дорожную сеть. По его словам, в системе водного транспорта не надо содержать и ремонтировать дороги, а затраты (из расчетов на 2012 год) на перевозку пассажира аквабуса равны примерно 200 рублям. Эксперт сравнивает эту сумму с размером субсидии на перевозку одного пассажира наземным транспортом - около 509 рублей на человека. Сюда включены расходы на проезд, содержание и ремонт дорог.
Ожидается, что при увеличении количества и протяженности линий водного транспорта и закономерном увеличении пассажиропотока, затраты на перевозку одного пассажира будут неуклонно падать и станут значительно ниже, чем аналогичные расходы на наземном транспорте.