Она будет создана путем поглощения ОАО "Холдинг МРСК" Федеральной сетевой компанией (ОАО "ФСК ЕЭС"). Об этом в начале недели журналистам сообщил и.о. вице-премьера РФ Игорь Сечин. В ближайшее время реорганизацию обсудят управляющие органы обеих компаний, до этого их представители воздерживаются от комментариев.
Холдинг
"МРСК"
на 53,7% принадлежит государству и выступает контролирующим акционером сетевых и распределительных компаний в регионах России. В частности, ему принадлежит 50,3% акций ОАО "Ленэнерго" и более 55% ОАО "МРСК Северо-Запада". Компания была создана, чтобы объединить усилия межрегиональных сетевых обществ, в чье ведение после реформы электроэнергетики попали распределительные сети, связывающие генерацию с конечным пользователем. Под управлением ФСК ЕЭС исторически остались магистральные сети высокого напряжения, поставка электроэнергии по которым осуществляется крупнейшим потребителям. Последняя на 80% принадлежит государству.
Логика государства в том, чтобы решать системную проблему в одной компании, нежели в двух со сложной структурой, полагает Алексей Серов, аналитик ЗАО "ТКБ Капитал". "Объединение позволит исключить перекрестное субсидирование ряда МРСК за счет успешных компаний группы", - добавляет он.
По словам Константина Рейли, аналитика ООО "ИФК "Метрополь", передать активы МРСК в управление ФСК ЕЭС чиновников вынудило низкое качество менеджмента холдинга. "В группе за многие годы не были предприняты шаги для приватизации отдельных МРСК", - комментирует эксперт. По его оценкам, в дальнейшем национальная сетевая компания может приватизировать ряд МРСК для привлечения инвестиций. Согласно планам холдинга, в течение ближайших 5 лет капиталовложения сетевых компаний составят более 1,7 трлн рублей.
Между тем потенциальные инвесторы пока голосуют рублем против изменений. За 3 торговых дня, после того как стало известно, что холдинг "МРСК" будет отдан в управление ФСК, акции холдинга подешевели на 18%, до 0,2 рубля, обыкновенные акции "Ленэнерго" подешевели на 15%.
Бизнес ФСК ЕЭС выглядит привлекательнее, чем холдинга "МРСК". Чистая прибыль ФСК по итогам 2011 года составила 38,2 млрд рублей на 139,6 млрд рублей выручки. Рост прибыли по сравнению с 2010 годом достиг 37%, выручки - на 23%. Холдинг "МРСК" в 2011 году заработал сравнимую сумму - 39 млрд рублей чистой прибыли по МСФО, выручив с учетом государственных субсидий 634,6 млрд рублей, что на 13% выше значения годом ранее. Основной причиной роста послужило увеличение тарифа на передачу электроэнергии на 15%.
Помимо традиционных рисков, присущих каждой новой сделке, предложенное слияние кардинально меняет концепцию развития сектора. Вместо прозрачной структуры, понятной инвесторам, создается новая монополия. Это значит, что после 12 лет проведения реформы электроэнергетики, которая ставила себе целью внедрить рыночные механизмы привлечения инвестиций, государство снова выбирает метод "сильной руки".
Новая структура электросетевого рынка создается, чтобы привлечь необходимые инвестиции, не поднимая слишком быстро тарифы на передачу электроэнергии. Участники рынка полагают, что с созданием национальной сетевой компании история применения RAB-тарифов для электросетей подходит к концу. "Тарифы снова станут индексировать или рассчитывать по системе "затраты плюс", что является шагом назад для отечественной энергетики", - сокрушается Алексей Серов. Недостатком системы "затраты плюс" остается короткий горизонт планирования: тариф пересматривается ежегодно. Кроме того, у компаний теряется мотивация для снижения издержек. RAB-тарифы берут за основу инвестиционные планы компании на 3-5 лет. Конечная стоимость передачи учитывает доходность на вложенный капитал на уровне рыночных показателей. Это позволяет привлекать средства частных инвесторов на понятных и прозрачных условиях.
На практике компании сектора едва успели применить инструмент RAB-тарифов. К примеру, МРСК Северо-Запада планировала перевести все филиалы на RAB-регулирование в текущем году, "Ленэнерго" получило соответствующий тариф только в 2011 году, хотя намеревалось сделать это 2 годами ранее.