Российский рынок лизинга в первом полугодии 2012 года расширился на треть, до 2,1 трлн рублей. Во втором полугодии темпы роста не превысят 20%.
Совокупный лизинговый портфель российских компаний вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 31%, до 2,1 трлн рублей. Объем новых контрактов, заключенных в первом полугодии, вырос на 34%, до 712 млрд рублей. Об этом говорится в исследовании "Эксперта РА" и Объединенной лизинговой ассоциации.
Тройка лидеров рынка не изменилась: "ВЭБ-лизинг", "ВТБ Лизинг" и "Сбербанк Лизинг". На эти компании приходится около 43% от всего объема нового бизнеса. По итогам первого полугодия на тройку лидеров приходилось 46%. Доля Петербурга в общем объеме рынка, по оценкам петербургских экспертов, составляет 7-10%.
"Спрос на услуги лизинговых компаний по-прежнему растет", - говорит генеральный директор "Carcade Лизинг" Лариса Власова. По ее словам, наиболее активно в первом полугодии развивался сегмент автолизинга. "Автотранспорт нужен всегда и всем, независимо от того, чем занимается компания", - говорит она.
Несмотря на настороженное отношение к кредитоспособности заемщиков, к началу второго полугодия 2012 г. большая часть лизинговых компаний смягчила требования к ним. По словам Ларисы Власовой, на рынке появилось много партнерских программ лизинговых компаний и поставщиков транспорта, что позволило сократить ставки. Так, с начала года ставки удорожания по рынку лизинга составляли 12-13%, к осени же средняя ставка сократилась до 10% годовых.
Между тем Максим Агаджанов, генеральный директор компании "Газпромбанк Лизинг", считает, что большое влияние на развитие лизинга в первом полугодии 2012 г. оказал сегмент железнодорожного транспорта. Так, в январе-июне существенно снизились перевозки угля и руды и многие лидеры добывающей отрасли приостановили инвестпрограммы по закупке универсального парка, в частности, полувагонов.
"К концу года мы ожидаем снижения как спроса на лизинг полувагонов, так и цен на них", - говорит Максим Агаджанов. Впрочем, по его словам, падение не превысит 10-15%.
С ростом доли компаний с госучастием борьба за клиента обострилась. Так, по словам Ларисы Власовой, компании друг за другом снижали ставки и увеличивали сроки по договорам лизинга.
"В этом полугодии на рынке сложилась достаточно парадоксальная ситуация: с одной стороны, часть лизинговых компаний испытывает проблемы с привлечением фондирования для того, чтобы финансировать лизингополучателей в прежних объемах. С другой - на рынке работает большое количество компаний с госучастием, имеющих доступ к сравнительно недорогому финансированию", - говорит Лариса Власова. По ее словам, госкомпании агрессивно привлекают новых клиентов, что вынуждает других участников рынка так же активно участвовать в конкурентной борьбе.
"Ведущие игроки, способные предложить потенциальным лизингополучателям финансирование на длительные сроки и в крупных объемах, заинтересованы в качественных клиентах, поэтому готовы идти на жесткие конкурирующие условия", - говорит Максим Агаджанов. По его словам, в сегменте малых и средних лизинговых компаний конкуренция остается на высоком уровне, что приводит к снижению рентабельности. Так, в борьбе за клиента лизинговые компании расширяют комплекс услуг: подбирают страховую компанию, оказывают техническую поддержку.
“
Конкуренция между лизинговыми компаниями неизбежна в первую очередь при наличии практически одинаковых условий работы. При этом каждая компания занимает свою нишу на рынке, в рамках которой конкуренция не так заметна.
Каждой лизинговой компании в своем сегменте удается найти клиентов для себя.
Поскольку развитие рынка имеет циклический характер, периоды консолидации повторяются, но для разных компаний они находятся в разных стадиях.
В перспективе стоит ожидать дальнейшего структурирования существующего рынка и появления новых сегментов в связи с постоянным изменением рынка в целом.
Рашид Галлямов
генеральный директор компании "Юниаструм Лизинг"
"Второе полугодие - период высокой деловой активности, поэтому мы ожидаем роста спроса на услуги лизинга. Рынок может увеличиться на 20-30%", - считает Лариса Власова. По количеству заключаемых сделок по-прежнему драйвером роста останется автолизинг. В этом году на рынке четко наметилась тенденция перехода крупных лизинговых компаний в розничный сегмент, считает Лариса Власова.
"Бурного роста объемов нового бизнеса, который наблюдался в 2010-2011 гг., конечно, ожидать не стоит", - полагает Дмитрий Корчагов, генеральный директор группы компаний "Балтийский лизинг".