Банк "Александровский" планирует развивать розничный бизнес. Владелец этой кредитной организации Александр Кашин объяснил, почему банки рано или поздно идут в розницу, а также рассказал "ДП" о планах, новых кадровых назначениях и о том, кто такие хорошие клиентщики.
Летом в банке сменился председатель правления. Светлана Кашина (супруга Александра Кашина. - "ДП") перешла на пост председателя совета директоров, а кресло председателя правления занял Илья Архипов. С чем связаны такие перестановки?
- В 2005 г., когда банк оказался в некоторой стагнации: он не рос и не развивался - нужно было что-то менять. Тогда я предложил своей супруге, которая работала в банке с его основания финансовым директором, стать председателем правления. Все начало развиваться, но через несколько лет случился кризис. А, как известно, в кризис клиенты доверяют прежде всего персонифицированным банкам, особенно таким средним, как мы.
В кризис за время ее работы в должности предправления активы банка выросли в 4 раза, до 15 млрд рублей. Сейчас банк поднялся до определенного уровня, и в таком состоянии красиво упакованный банк передается молодому, перспективному менеджеру.
На фото: Презентация книги Александра Кашина "Нет ничего невозможного"
Чем он занимался в банке до этого?
- Он пришел из Балтонэксимбанка 12 лет назад на пост заместителя начальника клиентского департамента. Позже он возглавлял самые крупные отделения: Московское и Центральное. Это человек, который знает, как устроена работа банка, кто и что из себя представляет в нем и кто чего стоит.
Есть еще одна причина, почему надо производить такие перемены хотя бы раз в 5-6 лет. Для меня большим уроком стала история с банком "Петровский" в 1990-х годах: была команда, хорошие люди, все присутствовали в банке с момента его основания. Это прекрасно, но в определенный момент эта история может превратиться в некий собес: все друг друга знают, все друг друга любят, друг другу помогают.
Это очень здорово, когда наступает кризис, когда какая-то война, все бьются за свой банк днями и ночами, и все хорошо. Но в момент, когда нужно не биться, а именно развиваться, люди не могут себя заставить сконцентрироваться, двигать бизнес, какую-то энергию давать в развитие.
И банк начинает сначала стагнировать, а потом уверенно идти вниз, потому что его начинают обгонять голодные и злые участники рынка. Получается, что Илья (Архипов. - "ДП") - в каком-то смысле новая кровь, которая будет способствовать развитию бизнеса.
Но Илья Архипов в банке 12 лет - он не новая кровь.
- Абсолютно новая кровь. Председателем правления банка стал не заместитель председателя банка, не человек из верхнего эшелона, а человек, который непосредственно работал и который имеет свою огромную клиентскую базу, именно личную. Так, если, например, зампред становится председателем правления банка, изменений будет мало: один зампред уберет того зампреда, которого он не любит, и на этом глобальная история закончится, потому что он все время был в правлении. Но если приходит сотрудник, поднявшийся с начального уровня наверх, это другая история.
Еще какие-то кадровые назначения произошли?
- Да. К нам пришел Олег Махно, бывший заместитель начальника по экономической безопасности ГУВД по Петербургу и Ленинградской области. Он занял должность заместителя генерального директора ХК "ЭГО-Холдинг". Будет курировать связи с органами государственной власти. Из-за частых и продолжительных спортивных командировок у меня нет возможности в полной мере заниматься этой работой.
Поменяется ли стратегия банка после новых назначений?
- Концептуально стратегия банка не претерпит существенных изменений. Исторически она представляла универсальный финансовый институт. В этом году мы откроем филиал в Кингисеппе. В планах по развитию филиальной сети - открыть пять офисов в ближайшие 3 года. Сейчас все филиалы и точки банка находятся в собственных помещениях, чтобы минимизировать затраты. Кроме того, в прошлом году мы приобрели процессинговую компанию "Петрокарт", инвестировав более 100 млн рублей. С появлением собственного процессинга мы приступили к реализации проектов по дистанционному обслуживанию, которые продолжим развивать.
Удалось ли проект по "Петрокарту" окупить?
- Этот проект мы реализуем не для зарабатывания денег, а для возможности предоставления клиентам максимально качественного сервиса. Задача номер один для нас сегодня - это реализация проекта с Master Card.
По завершении проекта банк станет членом двух самых распространенных международных платежных систем - Master Card и VISA. Следующий шаг - расширение эквайринговой сети и предложение расчетно-процессинговых услуг другим банкам. В конечном счете собственниками компании "Петрокарт" станет целый ряд банков.
Кого вы считаете основными конкурентами в банковском бизнесе?
- Наши клиенты - это клиенты Балтинвестбанка, как мне кажется. Хотя Балтинвестбанк, конечно, больше нас. У Энергомашбанка своя ниша, и мы туда не идем и не претендуем даже на их клиентов. Мы идем в кильватере банка "Санкт-Петербург", то есть небольшой, но универсальный банк.
Сейчас многие банки активно идут в розницу. Можно ли говорить о том, что они достигают какого-то предела в отношениях с корпоративными клиентами?
- Нет, не согласен. Банк выжил в 2008 г. благодаря тому, что не было розницы. Сейчас банк планирует заниматься лишь определенной розницей: это ипотечный проект и автокредитование руководителей юридических компаний.
В рискованную розницу мы не пойдем, банк очень консервативный. Население - самый стабильный ресурс в спокойное время, но самый нервный, когда наступает кризис: надо быть готовым вернуть 20-30% в момент кризиса.
Но, с другой стороны, процесс работы по корпоративным клиентам сужается, но он сужается не с точки зрения привлечения, а с точки зрения ставки кредитования. То есть если раньше ставка была в госбанках 17% годовых, средние и мелкие банки кредитовали под 25%, то сейчас, когда она на уровне 12%, мы кредитуем под 14%.
Закон больших чисел в средних банках еще не работает, поэтому необходимо переходить к более дорогим продуктам. Они гораздо рискованнее, но из рискованных надо выбирать наименее рискованные.
Для того чтобы мониторить рынок, банк "Александровский" - прекрасный информационный ресурс. Поэтому за счет знания рынка, причем многоотраслевого, получается масса пересечений и встреч.
И получается, что Петербург - город очень маленький, и Россия - тоже, как выясняется, с точки зрения бизнеса. И банк играет огромную роль в работе холдинга с точки зрения информации и понимания рынка.
Банкиры сетуют на кадровый голод в банковской сфере. Вы согласны?
- Хороших клиентщиков (специалист, отвечающий за привлечение и удержание клиентов. - "ДП") в Петербурге не найти. В городе примерно пять крупных петербургских банков, и в каждом - примерно три высококлассных, хороших клиентщика. Кроме того, в дефиците всегда были и остаются хорошие казначеи.
То есть в петербургских банках примерно 15 клиентщиков хороших?
- Да. Кто такой клиентщик? Это не тот человек, который пришел в госбанк и говорит клиенту: давайте мы вам дадим кредит под 3% годовых - и клиенты идут кредитоваться. Хороший клиентщик - это тот специалист, который встал из одного банка и ушел в другой, а за ним встали и пошли, не раздумывая, все его корпоративные клиенты.