Международные автобусные перевозчики пассажиров вслед за авиаторами налаживают продажу собственных турпакетов.
По данным фонда содействия развитию предпринимательства в Эстонии EnterpriseEstonia, число российских туристов, посетивших Эстонию в первом полугодии 2012 года, увеличилось на 33% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года (до 127,5 тыс. туристов). Иогита Заките, консул генерального консульства Латвийской Республики, также отмечает, что во II квартале 2012 года количество российских туристов, посетивших Латвию, увеличилось на 36%.
Ведущий игрок петербургского рынка международных пассажирских перевозок - эстонская Lux Express Group решила воспользоваться этой тенденцией и начала продажу туров в Прибалтику.
Теперь через сайт компании туристы смогут не просто забронировать билеты на автобусы до Риги или Таллина, а сразу приобрести туристический пакет, включающий в себя стоимость билетов, номера в отеле и культурно-развлекательных мероприятий. Компания разработала 10-12 предложений для групп из двух-четырех туристов, рассчитанных на 3-4 дня. Подобную схему работы давно используют крупные авиакомпании, но для автобусных перевозчиков это новшество.
Средства на создание портала для бронирования турпакетов - 50 тыс. евро - перевозчик получил от фонда EnterpriseEstonia. Кроме того, как рассказала начальник отдела маркетинга и продаж ЗАО "Евролайнс" Ольга Андрияненко, на продвижение проекта будет ежемесячно тратиться 25 тыс. евро. Окупить эти расходы собственники компании надеются к концу следующего года. Уже к новому году LuxExpress планирует продавать 200-300 туров в неделю, стоимость каждого составит 5-6 тыс. рублей.
За счет дисконтной программы на предлагаемые пакеты перевозчик рассчитывает заполнить пустые места в автобусах в низкий сезон (весной и осенью).
По итогам 2012 года Lux Express Group планирует перевезти 350 тыс. туристов, что на 15% больше результатов 2011 года. А уже в 2013 году компания планирует открыть новый маршрут Петербург - Хельсинки и приобрести для этих целей два новых автобуса марки Scania. Сейчас в парке ЗАО "Евролайнс" (официальное представительство Lux Express Group в России) 16 автобусов этого производителя.
Основным конкурентом компании в Петербурге является перевозчик Ecolines, который обслуживает более 10 маршрутов, соединяющих Петербург и Москву с Украиной, Белоруссией, Латвией, Литвой, Польшей и Эстонией. "LuxExpress всегда предлагал сопутствующие услуги на своем сайте для привлечения клиентов. Ничего плохого в этом я не вижу", - поделился Артем Манукян, генеральный директор ООО "Амрон" (работает под брендом Ecolines).
Однако сама компания Ecolines занимается исключительно перевозками. По мнению Артема Манукяна, продуктивнее давать на сайте ссылки на сервисы партнеров, которые специализируются на заказе гостиниц и предоставлении других сервисов. "Сейчас многие туристические фирмы, которые раньше включали билеты на автобусы в туры по Прибалтике, отказались от этой практики. Петербуржцы уже достаточно самостоятельны, чтобы покупать билеты самим и экономить на этом деньги", - поясняет он.
Учредитель ООО "Балтийская Автобусная Компания" Виктор Нос тоже считает, что каждый должен заниматься своим делом. По его словам, такая схема работы имеет смысл лишь в том случае, если собственники компании решили диверсифицировать бизнес и вложиться в развитие гостиничной сети. "В противном случае будут различные накладки с отелями, и качество сервиса может серьезно пострадать. Не нужно пытаться объять необъятное", - уверен Виктор Нос.
По оценкам участников рынка, ежегодно международные перевозчики обслуживают около 0,5 млн петербургских туристов. Несмотря на большое число международных перевозчиков в Петербурге, лишь 12 компаний работает на рынке официально - по договору с Министерством транспорта РФ. Они обслуживают 30 международных маршрутов.
Минимальная стоимость 50-местного автобуса, предназначенного для международных перевозок, составляет 180-200 тыс. евро. Окупаются эти инвестиции, по оценкам игроков рынка, в течение 6 лет.