Rutracker: борьба чиновников с нелегальным контентом в интернете бесполезна

Автор фото: Александр Аксаков

Планы Минэкономразвития по борьбе с распространением в интернете нелегального контента, "в том числе с использованием торрент-трекеров", ни к чему не приведут. Торрент-трекеры, в свою очередь, выполняют государственные задачи без бюджетных денег. Так считают создатели Rutracker.org (бывший Torrents.ru).

В минувшую пятницу, 2 ноября, стало известно о том, что Минэкономразвития включило в проект основных направлений деятельности правительства РФ на период до 2018 года пункт о борьбе с распространением незаконного контента.
Среди главных задач "в области обеспечения безопасного интернета" — борьба с распространением пиратских материалов, "в том числе с использованием торрентов".
Torrent в переводе на русский означает "поток". Торренты — способ обмена файлами, хранимыми на компьютерах пользователей, друг с другом.
Планы министерства обусловлены вступлением России в ВТО. Одним из условий вступления было соглашение о борьбе с нелегальным контентом в сети.
Администрация крупнейшего в России и странах СНГ торрент-трекера Rutracker.org (бывший Torrents.ru) дала интервью dp.ru по электронной почте. Как следует из слов руководителей трекера, они считают планы Минэкономразвития бесполезными.
С другой стороны, торренты, хотя и воспринимаются властью как незаконные, в действительности, выполняют некоторые и государственные задачи, считают администраторы. К примеру, в документе Минэкономразвития содержатся планы по бесплатному распространению в интернете фильмов "выдающихся режиссеров кино и театра, фильмов и спектаклей, имеющих особое культурное и просветительское значение".
— Как именно правительство РФ сможет воздействовать на ваш торрент-трекер?
— Есть два сценария: деструктивный и конструктивный. В первом случае, нас попытаются если не закрыть, то по крайней мере "изолировать" от общества — примерно как в Китае пытаются заблокировать "Фейсбук" и подобные сайты.
Но если сам сайт "Рутрекера" еще теоретически заблокировать на уровне провайдеров можно, то сами "торренты" заблокировать уже намного сложнее, практически невозможно. Сейчас уже существуют технологии, позволяющие обмениваться "торрентами" без трекера, когда сами пользователи находят друг друга.
— Второй сценарий?
— Второй же путь, конструктивный, — это когда государство вмешивается в работу сети (не только трекеров, а вообще интернета), но лишь в случаях нарушения законов или угроз национальной безопасности. Для этого давно есть механизмы, в том числе и на "Рутрекере". Так, например, правообладатели сами удаляют ссылки, нарушающие их права.
— Вы читали сам документ Минэкономразвития? Что о нем думаете?
— Во-первых, одним из действенных методов "борьбы с торрентами" является ограничение скорости интернета, или же обьема потребляемого трафика. Как это соотносится со "стимулированием развития широкополосного доступа", понять сложно.
Быстрый интернет для торрентов, в основном, и нужен, а 100 мегабит, описанных в документе (к такой скорости интернета Минэкономразвития намерено подключить к 2018 году 80% россиян), — предел мечтаний любого качальщика. Так что дело за провайдерами.
Во-вторых, в документе есть слова про "виртуальные музеи" и "библиотеки". Но ведь трекер — это фактически и есть распределенная медиабиблиотека аудио-видео-текстовой информации. Да еще и поддерживаемая силами самих пользователей, не требующая государственных дотаций и субсидий. При этом обьем информации на "Рутрекере" в разы превосходит, например, обьем хранилища Госфильмофонда.  
Ну а задачу ежегодно выкладывать в интернет в свободном доступе по 50 фильмов и 10 спектаклей "выдающихся режиссеров кино и театра, [а также] фильмов и спектаклей, имеющих особое культурное и просветительское значение" мы уже выполнили досрочно и на несколько столетий вперед, не истратив, опять же, ни копейки государственных денег.