Транспортные компании подсчитывают убытки, которые они понесли, попав в многокилометровую пробку на трассе Москва — Петербург. Наибольший ущерб рискуют получить международные перевозчики, а также малый бизнес. Некоторые участники рынка уже задумались о повышении тарифов на 15 – 20%.
Трехмесячная норма снега, которая выпала в конце прошлой недели в центральной части России, привела к тому, что первое же ДТП на 436–м км дороги М–10 парализовало трассу на целых 3 дня. Пробка растянулась более чем на 190 км, и выехать за ее пределы не могло около 10 тыс. автомобилей. Среди них оказался и грузовой транспорт петербургских перевозчиков.
«В этой пробке у нас застряло около сотни автомобилей», — сообщила dp.ru коммерческий директор одного из крупнейших участников рынка грузоперевозок ООО «Миларин» Елена Шпиталенко. По ее словам, это привело к дополнительные расходам компании — ей пришлось заплатить за дополнительный бензин, а также сверхурочные и питание для водителя. Поэтому все рейсы оказались убыточными. Конкретную сумму убытков представитель компании пока назвать затруднилась. «Только исходя из лизинговых платежей убытки составят от 200 евро с машины в день», — подсчитал генеральный директор ЗАО «ТРАНСЭК» Сергей Ковальчук. У этой компании в пробке застряло около 30 машин.
Штрафные санкции
Увеличить сумму убытков могут также штрафные санкции со стороны грузополучателей. Крупные участники рынка — «Миларин» и «ТРАНСЭК» — уверены, что партнеры отнесутся к ним с пониманием и случившееся будет расценено как форс–мажор. Но представители мелких компаний уже готовятся к спорам. Так, по словам представителя транспортной компании «ЮгТрансСервис», их клиент уже предъявил им финансовые претензии за срыв поставок. Дополнительные финансовые риски несут международные перевозчики. «В пробке застряло около 1500 грузовиков, везущих товар из–за рубежа на таможенный пункт в Москве, — рассказал заместитель руководителя петербургского филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Константин Шаршаков. — Опоздание туда наказывается штрафом 50 тыс. рублей за каждую партию товара».
Читайте также:
Из-за снегопада на трассе М-10 снижен скоростной режим
Перевозчики покрупнее решили эту проблему самостоятельно, оперативно договорившись с филиалами Федеральной таможенной службы (ФТС) на пути следования. Перевозчики же поменьше могут надеяться лишь на добрую волю ФТС. АСМАП уже направила в ведомство письмо с просьбой отсрочить срок прибытия на пост для тех, кто следовал злополучным маршрутом. «Убытки перевозчиков могло бы компенсировать повышение тарифов на 15 – 20 %», — считает Елена Шпиталенко. Но ее коллеги считают такое развитие событий нереальным: конкуренция на рынке слишком высока.
Все довольны
По мнению отдельных грузоперевозчиков, убытки клиентов могут быть даже выше их собственных. Но сами грузополучатели с этим не согласны. «Три дня — это не так много, чтобы опустошить наши запасы», — говорит начальник управления по связям с общественностью и PR X5 Retail Group Владимир Русанов. По его словам, в случае перебоя с поставками компания оперативно заказывает похожий товар у другого поставщика. Не паникуют и представители портовых терминалов, хотя, по данным перевозчиков, не вовремя прибывшие грузовики уже спровоцировали излишнее скопление в некоторых портах товара, прибывшего морем.