Валерий Куликов, начальник Северо-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, о массовых нарушениях весовых норм со стороны грузоперевозчиков, нелегальных пассажирских перевозках и необходимости ужесточения наказаний.
Ваше ведомство отвечает за лицензирование автомобильных перевозчиков. Сколько всего лицензий
выдано на данный момент в Петербурге и Ленобласти? Каково прогнозируемое количество лицензий на
2012 год?
- Лицензирование грузовых автомобильных перевозок было прекращено в Российской Федерации в июле 2005 года.
На сегодняшний день лицензированию подлежит только перевозка пассажиров автобусами по регулярным маршрутам городского, пригородного и междугородного сообщения. В соответствии с действующим законодательством лицензия является бессрочной.
На фото: Куликов Валерий Вячеславович, Начальник Северо-Западного Межрегионального Управления Государственного Автодорожного Надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
С учетом данных обстоятельств в условиях сложившегося рынка маршрутных автобусных перевозок в Петербурге и Ленинградской области в этом году предоставлено и переоформлено 42 лицензии. По прогнозам, до конца года их будет не более 50.
Также на сегодняшний день выдано 148 удостоверений допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров, 1185 специальных разрешений на перевозку опасных грузов по территории России и в международном сообщении.
Насколько стоит вопрос присутствия на рынке нелегальных перевозчиков?
- Так называемые нелегальные перевозчики - компании, не заключившие соответствующих договоров с комитетом по транспорту Петербурга, - продолжают работать на маршрутной сети общего пользования города. Определить их точное количество весьма сложно, так как большинство из них работают стихийно в часы пик на загруженных маршрутах в спальных районах Петербурга. Но могу сказать, что, по экспертной оценке, количество нелегалов сокращается. Положительная тенденция является результатом работы по борьбе с нелегалами Межведомственной транспортной комиссии, в состав которой входят сотрудники Северо-Западного межрегионального управления автодорожного надзора.
Каким образом вычисляют нелегалов?
- Такие перевозчики выявляются во время проверок рабочих групп Межведомственной транспортной комиссии и ежедневных линейных проверок инспекторских групп управления. Во время проверок обращаем особое внимание на заказные перевозки, и, так как в настоящее время заказные перевозки пассажиров являются нелицензируемым видом услуг, бывают случаи, когда под видом заказных осуществляются регулярные маршрутные перевозки, которые в обязательном порядке подлежат лицензированию.
Насколько применяемые санкции эффективны или их необходимо ужесточить?
- По части применения санкций к нелегальным перевозчикам надо признать некоторую неэффективность нашего законодательства. Чтобы создать наиболее благоприятные условия для законопослушных перевозчиков, административные санкции по отношению к нарушителям должны возрасти.
Плохие дороги остаются актуальной проблемой Северо-Запада. В качестве одной из причин называют
несоблюдение перевозчиками норм по максимальной загрузке. Насколько эти нарушения носят массовый
характер?
- К сожалению, как федеральные, так и региональные российские дороги остаются проблемными. Причин много: и низкие расценки на содержание, и несоблюдение межремонтных сроков, и текучесть кадров по причине низкой заработной платы среди профильных специалистов. Также остро стоит вопрос сохранности автомобильных дорог при пропуске по ним тяжеловесных транспортных средств.
В апреле нынешнего года к нам обратились представители СЕВЗАПУПРАВТОДОРа с просьбой провести силами нашего управления мониторинг весового контроля транспортных средств в период закрытия автомобильных дорог на просушку в весеннее время. За 2 месяца на автодороге "Скандинавия" было взвешено более 200 автотранспортных средств (АТС), осуществляющих внутреннюю перевозку грузов. Более 90% из них осуществляли данную перевозку с нарушением российского законодательства. При максимально допустимой норме 40 т АТС весили от 55 до 80 т, не говоря уже о превышении осевых нагрузок. У большинства АТС она превышала норму в 1,5-2 раза.
С помощью каких мер можно решить проблему перегруза?
- Необходимо организовать на федеральных автодорогах стационарные посты весового контроля и расширить функции Ространснадзора касательно весового контроля транспортных средств, осуществляющих перевозки на территории России: дать право останавливать данные транспортные средства и привлекать нарушителей к административной ответственности.
Также необходимо внести изменения в размер и порядок применения штрафных санкций - привлекать к ответственности не только перевозчика, но и отправителя и получателя груза.