В Пулково начал работу терминал бизнес–авиации компании "ДжетПорт СПб" стоимостью 2 млрд рублей. Это уже второй такой проект, запущенный весной 2013 года. Рынок обслуживания частных самолетов растет, говорят эксперты.
В аэропорту
Пулково
начал работу второй терминал для приема бизнес–авиации. По данным участников рынка, проект, принадлежащий ООО "ДжетПорт СПб", запущен при участии бизнесмена Николая Шамалова, которого называют хорошим знакомым Владимира Путина. Ранее он запустил в Пулково еще один терминал для частных самолетов в партнерстве с Геннадием Тимченко. Эксперты говорят, что спрос на такие услуги растет. Петербургский аэропорт обслуживает около 450 частных и корпоративных рейсов в месяц. Ежегодно объем этого рынка растет на 24%.
Между первым и вторым
В начале марта из терминала Пулково–3, который расположен между Пулково–2 и реконструируемым терминалом Пулково–1, отправился первый внутренний рейс. Обслуживание международных рейсов начнется также в ближайшее время. Пропускная способность нового терминала — до 1500 человек в сутки (более 500 тыс. пассажиров в год). "В строительство терминала было вложено около 2 млрд рублей, срок возврата зависит от общей политико–экономической ситуации в стране и мире, но это точно долгосрочные инвестиции", — говорит Владимир Цуцкарев, заместитель гендиректора по коммерческим вопросам ООО "ДжетПорт СПб".
Проект реализуется в несколько этапов. На первом этапе в 2012 году был запущен собственный перрон с возможностью установки до 28 самолетов. Всего в 2012 году компания обслужила 17 тыс. пассажиров. Открытие пассажирского терминала — это второй этап. Третьим и последним будет строительство и ввод в эксплуатацию собственных ангаров для самолетов и спецтехники (конец 2013 — начало 2014 года).
Общая площадь центра бизнес–авиации составляет 100 тыс. м2, пассажирского терминала — 4 тыс. м2, под размещение субарендаторов компания выделила более 700 м2.
Создают рынок
Проект компании "ДжетПорт СПб" — это второй масштабный запуск на рынке деловой авиации в этом году. С начала марта в старом здании Пулково–2 работает терминал компании Volga Resources Group, которая подконтрольна Геннадию Тимченко. В дальнейшем центр тоже будет работать на международные рейсы. Проект стоимостью 1,3 млрд рублей рассчитан на 75 тыс. пассажиров в год. Второй владелец этого терминала, по данным СМИ, — Николай Шамалов.
По данным участников рынка, центр бизнес–авиации "Пулково–3" — тоже проект Николая Шамалова, который он реализует совместно с Виталием Ванцевым, совладельцем аэропорта Внуково. В компании комментировать эту информацию категорически отказались.
Перелеты подорожают
Совокупная мощность обоих терминалов — более 600 тыс. пассажиров в год, но без работы они не останутся. "Речь не о том, что все потенциальные пассажиры сразу полетят через новые терминалы, оба проекта рассчитаны на перспективу", — говорит Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам менеджмент".
"Новые терминалы смогут взять на себя значительную часть нагрузки в период Международного экономического форума и других крупных мероприятий", — уверен Олег Пантелеев, гендиректор аналитической службы агентства "Авиапорт".
"В прошлом году во время форума в Пулково одновременно прилетали десятки рейсов, места не хватало ни самолетам, ни пассажирам", — вспоминает Евгений Волин, гендиректор ООО "Русвипавиа" (деловые авиаперевозки)
По словам Пантелеева, спрос на услуги деловой авиации стабильно растет. В Москве, где работают шесть бизнес–терминалов, есть проекты по строительству еще одного.
Прибыльный сервис
Рынок бизнес–авиации, по оценке Владимира Цуцкарева, растет с 2009 года на 5–10% в год, 10–процентный рост отмечает и Евгений Волин. "В Пулково обслуживается около 450 рейсов бизнес–авиации в месяц с ежегодным приростом не менее 24%", — утверждает Евгений Бахтин, вице–президент Ассоциации деловой авиации. До недавнего времени адекватного предложения по обслуживанию пассажиров такого класса не было. "Новые центры бизнес–авиации более вместительные, — говорит Евгений Волин, — позволяют держать воздушные судна в Петербурге, экономить на их перегонке из других городов, хотя стоимость парковки в новом терминале сразу возросла".
В среднем парковка одного частного самолета в Петербурге обходится в 10 тыс. евро, не считая дополнительных услуг.