В Петербурге развивается рынок товаров для творчества и рукоделия. Рост на стабильном рынке демонстрируют сетевые игроки.
Продавцы товаров для творчества расширяют поле деятельности. Второй магазин в Петербурге открыла федеральная сеть "Леонардо" по продаже товаров для хобби и творчества, в планах ретейлера открыть еще два гипермаркета до конца года. Сеть входит в состав группы "Фирма Гамма" (российский производитель товаров для творчества).
С прошлого года начал продавать товары для хобби и творчества "Буквоед". "Ассортимент этой категории насчитывает 5 тыс. наименований", — рассказывает Денис Котов, генеральный директор сети книжных магазинов "Буквоед".
Заработать на творцах
По данным независимого агентства "Инвесткафе", темпы роста рынка составляют более 10% в год, по некоторым товарам рост превышает 20%. "Рынок товаров для хобби растет незначительно", — говорит генеральный директор сети хобби–гипермаркетов "Леонардо" Елена Филонова.
Тем не менее, по экспертным оценкам, у этого сегмента огромные перспективы, связанные с развитием новых видов творчества. "Постоянно появляются новые виды хобби: грубо говоря, если раньше кроме бисероплетения и рисования ничего не было, то теперь появились скрапбукинг, кардмейкинг", — говорит Дарья Пичугина, аналитик "Инвесткафе".
"Самыми популярными направлениями остаются классические пластика, вышивание, вязание, при этом уверенно растет популярность декупажа, скрапбукинга и других видов творчества, которые появились сравнительно недавно", — подтверждает Владимир Чирахов, генеральный директор группы компаний "Детский мир".
Кроме того, аудитория специализированных магазинов расширяется за счет покупателей, которые профессионально мастерят эксклюзивные украшения и делают покупки постоянно и в больших объемах.
Покупатели из комплексов
В крупном формате в Петербурге развиваются два игрока — "Модница" и "Леонардо". "Оба бренда интересуются помещениями площадью 0,8 – 1,5 тыс. м2, но "Модница" предпочитает отдельно стоящие объекты с хорошим покупательским потоком, например у станций метро, а "Леонардо" открывает магазины в торговых центрах", — отмечают в Jones Lang LaSalle.
Как рассказали в компании "Леонардо", 80% их покупателей — это женщины с деньгами и свободным временем, по 10% соответственно приходится на детей и мужчин.
Часто сегмент товаров для хобби и рукоделия представлен в ассортименте смежных по концепции магазинов, например книжных или детских. Такое соседство рассчитано не только на детей, мамы тоже могут заинтересоваться товарами для творчества, отмечают эксперты.
"Люди читающие и люди творящие — часто одна и та же аудитория, поэтому товары для творчества пользуются спросом в книжных магазинах", — говорит Денис Котов. Кроме того, сочетание двух концепций позволяет решить проблему недостаточного трафика, от которой часто страдают специализированные точки по продаже товаров для хобби, говорит он.
Сеть Hobby Style, которая развивается на площадях 150 – 250 м2, работает в прикассовой галерее, используя трафик якорных арендаторов. По наблюдениям специалистов Astera, в стрит–ретейле сетевые операторы почти не открываются, встроенные помещения предпочитают единичные магазины "все для шитья", "все для вязанья".
Хобби в сети
Продавать товары для творчества выгодно, наценка варьируется от 60 до 100%, рассказывает Денис Котов. По его словам, наценка может быть и выше, если ретейлер пытается компенсировать нехватку аудитории.
"Леонардо" удерживает невысокие цены за счет большой площади магазинов и широкого ассортимента — 60 тыс. наименований, говорит Елена Филонова.
Остальные же участники рынка, в том числе единичные магазины, все чаще уходят работать в Интернет. "Для молодежи это естественный канал покупок, а именно она сейчас основной потребитель такой продукции", — объясняет Дарья Пичугина.
Сами участники рынка более прагматичны: интернет–магазин окупается при минимальных вложениях.
"Мы начинали работу с магазина в торговом центре, но из–за дорогой аренды цены были слишком высокими, с интернет–магазином этой проблемы не стало", — говорит сотрудник магазина по продаже бусин и материалов для создания бижутерии.