За минувшее десятилетие в России произошли серьезные перемены: коммунистический гигант стремительно модернизируется и в конечном счете должен стать современной капиталистической экономикой. Население страны (140 млн человек) все больше привыкает к высокому уровню жизни, а российские бизнесмены становятся опытнее.
Британский экспорт в Россию устойчиво повышается. В прошлом году он достиг 5,5 млрд фунтов ($8,4 млрд) — на 15% выше в сравнении с предыдущим годом, пишет The Guardian. Поэтому британские предприниматели должны смотреть на громкие газетные заголовки сквозь пальцы и преодолеть свой страх, связанный с ведением бизнеса в России.
Есть множество заблуждений касательно России, которые могут стать барьером для торговли и инвестиций. Россия для многих — это темная, холодная страна, которой управляет коррумпированная политическая элита, враждебно настроенная к любому внешнему вмешательству. Однако те предприниматели, которые уже знакомы с этой страной, это мнение не разделяют.
Управляющий директор и основатель международной консалтинговой компании по стратегическому дизайну брендов SCG London Клайв Вудджер начал работать в России с 1998 года, когда "о концепции бренда еще не слышали". По его словам, в стране произошли крупные перемены.
Читайте также:
Бизнес зовет силовиков
"Еще 15 лет назад России не было ни на одном радаре. Здесь (в Британии - ред. dp.ru) люди подшучивали, что за бутылку водки и картошку вы можете получить пулю в лоб. Есть много стереотипов, но сегодня Москва — фантастический город, полный модных молодых людей, которые любят весело проводить время", — считает Клайв.
Предприниматели, заинтересованные в деловых отношениях с Россией, должны исследовать российский рынок и найти хорошие контакты. Прежде всего, с этим может помочь Департамент торговли и инвестиций Великобритании (UKTI), где можно получить подробные отчеты о компаниях, и Русско-британская торговая палата (RBCC), которая также послужит хорошим источником информации.
Соучредитель компании Infomentum Викрэм Сетия обратился в обе инстанции и был впечатлен. UKTI передал всю информацию британскому посольству в России, которое от его имени сделало все необходимые запросы. Сейчас его фирма работает в качестве субподрядчика для российской компании, которая выполняет проект для Министерства финансов России.
На фото: Центральный район.
Мудрым решением для бизнесменов было бы нанять опытного российского переводчика, который сможет сопровождать их на деловые встречи. На английском языке в России говорят многие, но далеко не все. Кроме того, важно не опаздывать на встречи и приходить подготовленным, но не забывать, что самые важные переговоры ведутся вне офисных стен. Совместный досуг — куда важнее бумаг, считают в России.
Основатель юридической фирмы Zaiwalla and Co Сэрош Зайвалла работал в России более пяти лет. Его клиентом было даже российское правительство. По его словам, отношения здесь ценятся очень высоко, и зачастую они куда важнее контрактов. "Они хотят знать все о вас, вашей семье и корнях", — отмечает он. Установление доверительных отношений между вашими партнерами и клиентами — ключ к успешному бизнесу в России.
Российская экономика модернизируется очень быстро. Деловые люди хотят найти новые и захватывающие идеи, технологии и стратегии, поэтому инновационные британские фирмы должны смотреть на Россию как на рынок сбыта товаров, которые будут пользоваться спросом.
Иногда русских считают холодными, а встречи с ними называют морозными. The Guardian дает несколько советов, которые должны помочь растопить лед на переговорах с российскими бизнесменами:
1. Будьте готовы молчать: если ваш собеседник становится тихим, не думайте, что все пошло не так, как надо. Скорее всего, он обдумывает ваше предложение.
2. Помните про их гордость: русские гордятся своей культурой и кухней. Убедите их в том, что вам тоже это интересно. Спросите, где лучше поесть и что стоит посмотреть — разговор завяжется сам собой.
3. Воздержитесь от шуток: не все понимают и ценят британское чувство юмора. Лучше не пытайтесь показаться забавным.
4. Продемонстрируйте свои профессиональные знания, а не превосходство: русские отстают во многих сферах, им нужен британский опыт. Но бизнесмены хорошо осведомлены и очень умны, так что не будьте слишком самонадеянны.