РЖД объявили о планах по созданию сети wi-fi на вокзалах и в пригородных поездах. Двигая одной рукой железную дорогу к wi-fi, монополист другой рукой отменяет "убыточные" пригородные электрички и ставит на маршруты поезда с дырявыми окнами.
ОАО "
Российские железные дороги
", которое является основным владельцем пригородных пассажирских компаний (в Петербурге это ОАО "Северо-Западная ППК", 25% которого принадлежит Смольному) объявили о планах по созданию беспроводного интернета в электричках и на вокзалах.
"Идет подготовка к введению электронного билета. Сейчас пригородные компании борются за то, чтобы работали и были чистыми все туалеты. Продолжается развитие сети wi-fi", — заявил в интервью агентству "Прайм" начальник центра корпоративного управления пригородным комплексом РЖД Максим Шнейдер.
Разговоры о создании бесплатного беспроводного интернета на объектах транспортной инфраструктуры ведeтся давно. Сейчас wi-fi есть только в некоторых поездах дальнего следования: например в "Невском экспрессе" (Москва — Петербург), "Волга" (Петербург — Нижний Новгород), "Буревестник" (Москва — Нижний Новгород), "Лев Толстой" (Москва — Хельсинки). Есть интернет и на примерно 50 российских вокзалах. А в 2013 году ожидается, что количество мест с бесплатным доступом в интернет возрастет до 100.
Московский метрополитен трижды пытался устроить wi-fi в метро, однако эти попытки провалились. Крупнейшие операторы беспроводной связи — МТС, "Вымпелком" ("Билайн"), "Мегафон" и "Ростелеком" отказались от участия в конкурсах, поскольку посчитали их условия экономически нецелесообразными.
Читайте также:
Пассажир поезда выиграл в лотерею РЖД 16 млн рублей
В третьего раза метрополитен провел конкурс и заключил 15-летний контракт с единственным его участником — фирмой "Максимателеком". Компания должна в течение чуть более года развернуть сеть wi-fi на всех линиях столичного метро, утверждается, что пользоваться интернетом можно будет даже в вагонах.
Но все это пока лишь планы. В Петербургском метрополитене попытки создать интернет-сеть вообще не предпринимались, и таких планов у Смольного нет — сейчас он занят строительством новых станций. В июне 2013 года глава комитета по информатизации и связи Иван Громов неожиданно заявил о планах к концу года оснастить доступом в интернет от 10 до 39 станций питерского метро. Хотя еще год назад представители метрополитена заявляли, что таких планов в правительстве нет и "лишнее скопление людей нежелательно с точки зрения безопасности".
Ко всему прочему, Смольный не проводил конкурсов на создание интернета в метро. Поэтому заявление господина Громова можно смело отнести к категории вечнозеленых залежавшихся проектов Петербурга, о которых время от времени вспоминают, чтобы забыть.
Были попытки сделать беспроводной интернет в петербургском метро еще в 2007 году. Однако проект продолжения не получил, а представители "большой тройки" операторов заявляли dp.ru, что не имеют планов по развитию интернета в метро. К тому же, операторы пока не представляют, каким образом решать множество технологических и организационных вопросов, которые возникнут на таком необычном объекте, как метрополитен.
Возвращаясь к планам РЖД, следует отметить, что заявления о развитии бесплатного интернета выглядят особенно интересно на фоне массовой отмены электричек. Еще в 2009 году только "Северо-Западная пассажирская компания" отменила 45 пригородных электропоездов, а в конце 2012 года руководство РЖД объявило о планах по сокращению количества пригородных поездов из-за их убыточности (считается, что это очередной этап в разборках монополиста с регионами, которые плохо компенсируют РЖД убытки от пригородных перевозок). Помимо этого, многие поезда месяцами ходят с дырявыми окнами, пробитыми хулиганами. Даже сами железнодорожники главу РЖД Владимира Якунина не особенно жалуют за те деньги, которые выделяются на содержание поездов.