Работа крупнейшего в регионе цементного элеватора парализована — из–за конфликта "ЦемЦентра "Обводный" с владельцем железнодорожной ветки под удар попали десятки производителей цемента.
ВПетербурге парализована работа компании "ЦемЦентр "Обводный", на долю которой приходится более 20% перевалки цемента и извести в регионе. На элеватор "ЦемЦентра" завязан бизнес десятков производителей цемента из регионов РФ и СНГ, которые отправляют свою продукцию в адрес бетонных заводов Петербурга. Причиной остановки стал конфликт компании с ОАО "Северо–Западный "Промжелдортранс", которое владеет небольшим отрезком путей, ведущих от основной железнодорожной магистрали к элеватору "ЦемЦентра". Собственник путей добивается двукратного повышения тарифов для клиента, ссылаясь на свои убытки. В ситуации разбирается УФАС.
Ветка раздора
Элеватор "ЦемЦентра" находится на территории завода "Красный треугольник". К нему от станции СПБ Балтийская Октябрьской железной дороги (ОЖД) ведет отрезок путей протяженностью 2 км, который находится в собственности ОАО "Северо–Западный "Промжелдортранс" (ПЖДТ, на 100% принадлежит Росимуществу). ПЖДТ контролирует провоз грузов по этому участку, а также подает и убирает вагоны для трансфера, самостоятельно устанавливая тариф на эту услугу. "Учитывая монопольное положение ПЖДТ на этом участке дороги, тариф необходимо утвердить в тарифном комитете Петербурга", — говорит собственник "ЦемЦентра" Дмитрий Эпштейн. По его словам, минувшим летом он указал на это руководству ПЖДТ. Параллельно юристы "ЦемЦентра" подали иск в суд с требованием привести договор с ПЖДТ в соответствие с законом.
Первое заседание суда состоялось 7 августа. А 8 августа ПЖДТ уведомил "ЦемЦентр" о расторжении договора и прекращении подачи–уборки вагонов для него на своем участке. "В новой редакции договора, которую нам дали, тариф увеличен в 2 раза — до 68 рублей за 1 т цемента. Если учесть, что моя услуга стоит около 200 рублей за тонну, то повышение тарифа на 30 рублей — это рост моих издержек сразу на 15%", — говорит Дмитрий Эпштейн. Гендиректор ПЖДТ Роман Шевченко в беседе с "ДП" объяснил свое решение тем, что его компания на этом участке получила в 2013 году убытки в размере 1,5 млн рублей. "Мы не можем дотировать чужой бизнес. Контрагент хочет работать по ценам 2009 года. Но это неправильно. Если наши тарифы его не устраивают, может работать с другими организациями на нашей инфраструктуре", — заявил он.
Адвокат ПЖДТ Владимир Калач добавил, что в 2009 году, когда был заключен договор с "ЦемЦентром", на участке было несколько клиентов. "Сейчас он остался один. Значит и тариф нужно корректировать", — говорит он. Между тем жесткого обязательства регистрировать тариф у ПЖДТ, по словам юриста, нет. "Мы несколько лет назад обращались в тарифный комитет, но нам отказали, поскольку компания не является естественной монополией", — говорит он.
На это Дмитрий Эпштейн возражает, что тариф для его компании утвержден в 2013 году. "Мы начали переговоры с ОЖД по поводу оказания нам услуги по подаче–уборке вагонов. Но для проезда по участку ПЖДТ нужно их письменное разрешение. А нам его не дают", — сетует он. В ПЖДТ эти претензии опровергают. Следующее судебное разбирательство по этому делу намечено на октябрь. До сих пор заседания суда несколько раз переносили по просьбе ПЖДТ.
Убегающие грузы
Емкость рынка цемента в Петербурге и Ленобласти в 2013 году, по данным компании "Решение", составила 4,5 млн т (около 17 млрд руб. в год. — Ред.). Из них 1,3 млн т (4,9 млрд рублей) прошло через пункты перевалки. На долю "ЦемЦентра" пришлось 14% от этого объема (оборот компании составил 1,5 млрд рублей). А в первом полугодии 2014 года компания увеличила свою долю до 20%, хотя совокупный объем перевалки в регионе, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, снизился на 14%, до 503 тыс. т.
"В этом году мы рассчитывали на удвоение показателей, поскольку с рынка ушел наш главный конкурент — "Центральный элеватор" на Октябрьской наб. (участок, где он находится, купила "Группа ЛСР" и сейчас готовит его под редевелопмент. — Ред.). Но теперь речь идет не о росте, а о спасении бизнеса и команды из 40 человек", — говорит Дмитрий Эпштейн. Убытки "ЦемЦентра" от простоя уже исчисляются десятками миллионов рублей.
Прекращение сотрудничества с "ЦемЦентром" рикошетом ударило и по другим контрагентам ПЖДТ, которые обслуживаются на участке у Балтийского вокзала. "Наш договор расторгают с октября", — сообщил Иван Чуйко, замдиректора компании "ЖБК и Д" ("дочка" ОАО "Метрострой", которая возит щебень из Карелии для строительства новых станций). По его словам, после получения уведомления из ПЖДТ "Метрострой" принял решение возить щебень автотранспортом. "Это дороже, но мы на это пойдем. Нам и так за 1,5 года увеличили тариф почти в 2 раза", — заявил Чуйко. По информации "ДП", в такую же ситуацию попала и фирма "Гранат" (складирует нефтеналивные грузы на территории "Красного треугольника"), но связаться с ее представителями не удалось.
Уход "ЦемЦентра" с рынка обернется потерями и для ОЖД. Только в 2013 году компания заплатила железной дороге за перевозки 100 млн рублей. В пресс–службе ОЖД сообщили, что знают о ситуации. "Дорога готова работать со всеми участниками рынка. Но данный спор находится вне компетенции ОЖД", — заявили там.
Отметим, что руководство РЖД не раз декларировало борьбу за так называемые убегающие грузы — те, что по разным причинам уходят с железной дороги на автомобильные. А глава ОЖД Виктор Степов на прошлой неделе в рамках лекции в Высшей школе экономики, отвечая на вопрос Дмитрия Эпштейна по конфликту с ПЖДТ, заявил: "Если смиритесь — проиграете. Нужно искать консенсус. Перевозка — наш основной заработок. А вы — наш самый дорогой гость, потому что приносите нам деньги".
ФАС подключилась
К решению проблемы подключилось антимонопольное ведомство. "В УФАС, куда мы обратились, нам заявили, что потребуется 3 месяца на экспертизу ситуации и еще 9 месяцев для того, чтобы вынести предписание об устранении нарушений со стороны ПЖДТ. Но за год простоя компания обанкротится", — говорит Эпштейн. Руководитель УФАС по Петербургу и Ленобласти Вадим Владимиров подтвердил "ДП", что о данном конфликте знает. "Но 9 месяцев — это предельный срок разбирательства. Обычно все происходит быстрее", — говорит он. В Росимуществе, которое владеет ПЖДТ, на запрос "ДП" по данному конфликту не ответили.
Зато председатель ЗС Вячеслав Макаров заявил, что очень обеспокоен ситуацией, из–за которой может быть нарушен график непрерывного бетонирования новых станций метро, а также могут быть сорваны поставки цемента в рамках межгосударственных соглашений России и Белоруссии (через "ЦемЦентр" в Россию идет 50% поставок цемента белорусского производителя "Красносельскстройматериалы". — Ред.).
"Мною направлены обращения в ФАС, управление Росимущества, прокурору города и руководству ОЖД с просьбой принять все необходимые меры и разрешить ситуацию в максимально короткие сроки", — рассказал Вячеслав Макаров.
Компании, которые работали с "ЦемЦентром", очень озабочены возникшим конфликтом и экстренно ищут других партнеров. "Ищем обходные пути, поскольку возможны срывы поставок. Ведем переговоры с другими элеваторами. Хотя там другое качество продукции", — говорит замдиректора производителя газобетона "ЕвроАэроБетон" Сергей Дибинов.
"После остановки "ЦемЦентра" пришлось переключаться на другого поставщика. Хорошо, что удалось сделать это быстро. В противном случае нам пришлось бы остановить производство. А мы градообразующее предприятие — была бы беда", — говорит директор производства международной компании "Н+Н" Ирина Власова и подчеркивает, что подобные ситуации очень плохо влияют на деловой климат в городе и на его репутацию.
Напомним, что подобный конфликт не первый в регионе. С диктатом со стороны ЗАО "ПортПак", купившего участок железнодорожных путей к цементному заводу в Сланцах, столкнулась "Группа ЛСР". "Нам установили тариф, который был в несколько раз выше рыночного. Конфликт был исчерпан, когда мы построили собственные подъездные пути к заводу и от услуг "ПортПака" отказались", — сообщили в "Группе ЛСР".
“
Мы пострадали в конфликте "ЦемЦентра" с ПЖДТ. После остановки работы элеватора на "Красном треугольнике" крутимся как можем: с другими элеваторами сотрудничаем, частично возим цемент на машинах. Вообще региональный рынок перевалки цемента за последний год сильно сузился. Конкуренции стало меньше. Результат налицо — мы входим в зиму, а цены на перевалку не снижаются. Хотя уже пора. Мы тоже много работаем с железной дорогой, и могу сказать по своему опыту: к сожалению, монополисты любят выкручивать руки.
Вячеслав Бенсон
замдиректора "Ленстройдеталь"
“
Петербургская цементная компания возит в город цемент таких марок, которые здесь не производят. Поставляем продукцию на строительство ЗСД, ЛАЭС, метро. Конечно, ситуация с "ЦемЦентром" очень неприятная. Мы пока перестроились на работу с другими элеваторами, но ждем разрешения конфликта, поскольку мощности "ЦемЦентра" ближе других расположены к нашим основным клиентам. Мы готовы вернуться, как только ситуация разрешится. Вообще, чтобы подстраховаться от такой ситуации, надо иметь несколько точек перевалки в городе. Но подобные мощности сейчас в дефиците.
Сергей Моисеев
гендиректор Петербургской цементной компании (официальный представитель ОАО "Мордовцемент" на Северо–Западе)