В пятницу в Колпино открываются "Кресты-2", куда переедет следственный изолятор с Арсенальной набережной. Стройку за 12 млрд рублей, выделенных из федерального бюджета, с 2007 года вело ОАО "ГСК". Остается нерешенной проблема с подъездами к изолятору. Трассы в округе только начали реконструировать.
В Колпинском районе Петербурга завершили строительство первой очереди нового следственного изолятора. В пятницу, 17 октября, Федеральной службе исполнения наказаний передадут пять готовых зданий: большой комплекс изолятора, к которому относятся два режимных корпуса, общежитие, административное здание, сборно-следственные отделения, медицинская часть, столовая, спортивный комплекс с тиром и другие. Всего новое СИЗО рассчитано на 4 тыс. мест.
"Все режимные здания на территории планируется объединить так, чтобы перемещаться по объекту можно было, не выходя на улицу. Это первый изолятор в Европе, который будет оснащен лифтами", — говорится в сообщении.
Новый следственный изолятор придет на смену петербургским "Крестам". Строительство новой тюрьмы началось в 2007 году. Им занимается ОАО "ГСК". Общая цена проекта составляет 12 млрд рублей. Эти затраты планируют покрыть после передачи старого здания "Крестов" в центре Петербурга под офисы.
На фото: Будущее СИЗО в Колпино ("Кресты-2") строит ОАО "ГСК".
СИЗО под Петербургом строится с 2007 года. Сейчас на территории 35 га построены все здания (площадь застройки – 32 га) и шестиметровый забор, проложены инженерные сети, проведены отделочные работы. Изолятор разделен на режимную зону, где будут содержать заключенных, хозяйственно-складскую территорию (автопарк, пожарное депо и склады, убежище гражданской обороны) и административную площадку с корпусом для сотрудников, спортзалом с тиром, столовой и помещением с подстанциями, тепловым пунктом и другими техническими зданиями. В основных корпусах также будет работать 4 больших зала суда. Часть судебных заседаний в них будет проходить в режиме он-лайн, то есть заключенный будет находиться в зале, а судья — в своем кабинете где-то в Петербурге.
Каждый из двух главных корпусов для заключенных рассчитан на 1792 человека, третий корпус — на 136 мест в одиночных камерах. Общая площадь зданий — 164 тыс. м2. На каждого заключенного приходится 7 м2, это европейский стандарт. Интересно, что ранее Счетная палата, проводившая проверку на этом объекте, нарушений не выявила, но назвала условия, созданные для заключенных, "чрезмерно комфортными".
Территория СИЗО больше похожа на больницу, чем на тюрьму. Привычных вышек наблюдения по ее периметру нет. Основные режимные корпуса — восьмиэтажные здания из монолитных бетонных блоков. В таких режимных объектах многоэтажная застройка используется в России впервые.
Общая стоимость строительства колпинского СИЗО — 12 млрд рублей. Для сравнения, столько же, 12 млрд рублей, ушло на первую очередь строительства "Невской ратуши", общая стоимость которой – 32 млрд рублей. С 2007 года на строительство изолятора потрачено 7,5 млрд рублей. Застройщики поясняют, что в кризис, с 2008 по 2010 годы, деньги почти не выделялись. В этот период Смольный ежегодно перечислял на колпинское СИЗО не более 300 млн рублей. Зато в прошлом году УФСИН перевел около 200 млн рублей, которые не успели освоить подрядчики ведомства в других регионах. За почти восемь лет строительства проект дорабатывался с появлением новых систем безопасности, но в целом удалось уложиться в заданные изначально 12 млрд рублей. В этом году будет освоено почти 3 млрд рублей, еще 1,5-2 млрд рублей уйдет на завершающий этап в 2015 году.
Для работ ОАО "ГСК" привлекало до 100 субподрядчиков в самые напряженные моменты, а в среднем – около 30 субподрядчиков. Интересно, что среди них не было ни одной зарубежной компании. Как рассказывали в компании-генподрядчике, это было необходимо для безопасности. Для нее же в режимных корпусах установлены российские стекла класса Б2, которые нельзя разрушить даже 60 ударами топора. Снаружи окон – решетки. В стенах фасада установлены датчики, причем, где именно, неизвестно никому кроме мастеров-установщиков подрядчика, компании "Флагман". В туалетах — антивандальная сантехника российского производства. На всей территории установлена система безопасности стоимостью около 1 млрд рублей. В каждом помещении и в коридорах находятся камеры. Изображения с них показывают экраны в будках на каждом этаже (на этаже по 16 камер для заключенных). Также на этажах — системы запирающих устройств: при пожаре открываются несколько камер, и заключенные могут выйти в коридор, который будет заблокирован автоматической решеткой. Ее вручную поднимет охранник и эвакуирует людей. Заодно датчики фиксируют состояние всех инженерных сетей, и информация о них фиксируется в едином центре. Все коммуникации выведены за стены камер, чтобы их можно было ремонтировать, не входя в помещения.
Необычным способом в изолятор поступает тепло. Изначально трубы планировали "протянуть" к СИЗО из Колпино под железнодорожными путями. Но после запуска "Сапсана" это стало невозможным. В результате при помощи 400-тонного крана трубы проложили над путями. На территории СИЗО организована и медсанчасть. Помещения, где содержат подследственных, связаны с ней переходными галереями с траволаторами.
Судьба здания в центре города до сих пор неизвестна. Это федеральная собственность, и его судьбу будет решать губернатор Петербурга и директор УФСИН. Возможно, объект передадут в местное ведение.
Новая территория СИЗО тоже выстроена в форме крестов. Когда строились "Кресты", такую форму выбрали, чтобы солнечный свет попадал в каждую камеру хотя бы раз в сутки. Новый изолятор пока так и называют — "Кресты-2". Возможно, в будущем он получит какой-то особое название, или просто будет называться "Кресты". Вид из новых камер будет уже не таким живописным, как из изолятора на Арсенальной набережной. Теперь из некоторых окон будет виднеться кладбище. Неподалеку построят три дома для сотрудников изолятора, чтобы им не приходилось каждый день ехать из города.
С поездкой в изолятор ситуация непростая. Он виден издалека, но добраться туда сложно. Общественный транспорт останавливается в нескольких километрах, прямой дороги нет, объездная – в ужасающем состоянии, и разгоняться на ней больше 20 км/ч опасно. Самый простой способ — доехать по железной дороге. Вопрос проведения дороги пока обсуждается с правительством Петербурга. Достигнута договоренность, что подъезд построят в рамках адресных программ комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ). До 2015 года реконструируют подъездные пути с северного направления с обеспечением подъезда к изолятору. Подъезд со стороны железной дороги уже проектируется.
Вместе с "Крестами-2" начали развивать и транспортную инфраструктуру Колпино. Однако самые крупные контракты на строительство улиц в округе изолятора пока не разыграны. Их отменяют и переносят из-за жалоб на конкурсную документацию, которые поступают в УФАС.
Недавно отменили конкурс на реконструкцию Оборонной улицы. Несколько раз отменяли конкурс на строительство Финляндской улицы, но сейчас он пока благополучно продолжается.
Организацией дорожной инфраструктуры вокруг Колпино занимается комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ). Там отмечают, что деньги, которые в этом году собирались освоить на Оборонной улице, перекинут на другие объекты. В то же время в комитете отмечают, что план развития дорог в районе Колпино уже готов. "Кроме продления Оборонной улицы запланировано продолжения Октябрьской улицы в административных границах Петербурга и продолжения дороги на Металлострой до Загородной улицы. Также в планах реконструкция дороги на Металлострой на участке от Софийской улицы до улицы 3-й Пятилетки и Колпинского шоссе на участках от автодороги "Россия" (М-10) до Софийской ул. и от "России" до Промышленной улицы. Сейчас ведется строительство второго этапа автомобильной дороги от пересечения с Софийской улицей до путепровода через железндорожные пути", - уточняют в комитете.