Смольный надеется построить все запланированные на 2015 год объекты. Но из-за роста цен и ставок на кредиты в банках проекты могут подорожать на 6 млрд рублей. Скорее всего, издержки лягут на плечи строителей. Но не все из них готовы к убыткам.
Руководители строительного блока Смольного проводят ревизию проектов адресной инвестиционной программы (АИП) на 2015 год. По ней комитет по строительству и комитет по развитию транспортной инфраструктуры должны потратить 39,6 и 22,6 млрд рублей соответственно. Все проекты программы заново анализируются, чтобы понять, насколько они исполнимы.
Сметы проектов необходимо рассмотреть заново, поскольку они были одобрены еще в 2011-2013 годах, а в последнее время произошел ощутимый рост цена на стройматериалы, пояснил вице-губернатор Петербурга Марат Оганесян. По оценкам участников рынка, в 2015 году может произойти удорожание проектов на 10%, то есть общая часть дорожно-строительного блока АИП может возрасти на 6,2 млрд рублей.
По словам Марата Оганесяна уже проанализированы все объекты комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), и все они останутся в АИП на следующий год. За неделю планируется проанализировать также объекты комитета по строительству. "Мы должны понимать сможем ли мы сделать проекты на деньги, которые заложены в бюджет на следующий год. Пока ни одного объекта, который выпадет из программы, нет, и, я думаю, что не будет", — успокоил Марат Оганесян.
При этом он подчеркнул, что речь идет прежде всего о новых объектах: "Нет никаких сомнений, что мы завершим те объекты, которые находятся в строительстве, но мы должны быть на 100% уверены, что сможем завершить все то, что начинаем". После Нового года Марат Оганесян и другие вице-губернаторы должны отчитаться губернатору о состоянии дел в своих отраслях. Первое такое совещание пройдет 8 января. Но полная картина того, какие проекты будут развиваться в Петербурге, будет ясна в феврале.
Не исключено, что часть затрат Смольный попробует возложить на предпринимателей. Вчера на встрече с инвесторами губернатор Петербурга Георгий Полтавченко указал, что город должен в первую очередь исполнить обязательства, которые уже взял на себя в перспективе 8-10 лет. "Есть ряд территорий, где инвесторы готовы участвовать в создании инженерной и транспортной инфраструктуры. В любом случае город заинтересован в создании новых сетей, коммуникаций и транспорта, но возможности бюджета не безграничны", — отметил градоначальник.
Пока Смольный надеется, что ему удастся уговорить сопровождать проекты банковский сектор. В январе Марат Оганесян планирует провести совещания с руководителями крупных строительных компаний и банков. "Действительно, сегодня тяжело получить банковское сопровождение даже крупным застройщикам. В январе мы постараемся выработать общую концепцию и понять, какие обеспечительные меры для банков нужны для того, чтобы стабильно выдавать гарантии", — говорит вице-губернатор.
Подрядчики, специализирующиеся на дорожном ремонте и строительстве, обеспокоены сложившейся ситуацией. "Скорее всего, нереально будет уложится в те цифры, которые сверстаны. Лишних денег в проектах нет, мы это видим на практике. Нет таких проектов, где можно было бы урезать прибыль подрядчиков", — уверен Владимир Калинин, президент дорожно-строительной компании "АБЗ-1". По его словам, под вопросом могут оказаться и проекты, контракты по которым уже заключены, но работы запланированы на будущий год.
В сфере дорожно-ремонтных работ рост бюджета проектов произойдет прежде всего за счет роста цен на строительную технику и ее комплектующие – техника, как правило, закупается или берется в лизинг за рубежом по валютным контрактам. Не меньшую роль играет то, что возрастает стоимость денег – кредитование становится более дорогим. В среднем, по оценкам рынка дорожного ремонта и строительства, проекты могут подорожать на 10%.
"Если удорожание проектов будет выше 3%, все компании будут работать с убытком. А убыток это катастрофа – это значит, нет кредитования. Если сейчас всех заставят за свои деньги строить объекты по госзаказу, большинство компаний просто не выдержит и разорится", — говорит Владимир Калинин.
"Маржа, конечно, и так минимальна, но мне кажется, пересматривать сметы больших оснований нет, думаю, уложиться можно. Курс валют начинает устаканиваться. Но больше нас беспокоит стоимость заемных денег", — рассказывает Дмитрий Кудрин, заместитель генерального директора по экономике "СМУ-303" (один из крупнейших господрядчиков в сфере инженерной подготовки территорий). По его оценке, суммарные затраты на подобные контракты могут возрасти на 5-10%, поскольку доля импортных материалов (например, труб из полипропилена) доходит до 50%, а найти российские аналоги не всегда возможно.
"Если мы подписали контракты в докризисных условиях, когда мы находились в одной системе координат, то сейчас форс-мажор, и надо какие-то индексации вводить, надо анализировать каждую строку затрат. Если она стала дороже, то надо индексировать, иначе скоро некому будет выполнять контракты", — считает Владимир Калинин.
По словам генерального директора ПО "Возрождение" Сергея Новикова, законодательно вряд ли получится изменить суммы уже заключенных контрактов. "Так что придется достраивать за те деньги, которые предусмотрены сметами, несмотря на то, что стоимость услуг на аренду техники и стройматериалов увеличится, а и так невысокая рентабельность, она сейчас 5-10%, может опуститься почти до 0. При этом выплаты по госконтрактам зачастую задерживаются, и строительные организации работают за счет оборотных кредитных средств. Но нам же никто не компенсирует увеличение процентных ставок по кредиту", — сетует Сергей Новиков.