Строительная компания "Дальпитерстрой" запускает щебеночный карьер в Карелии стоимостью 100 млн рублей. Инвестиции планируется окупить за 3-4 года. Расширяя собственные сырьевые базы, девелоперы пытаются снизить себестоимость строительства.
Компания
"Дальпитерстрой"
, крупный региональный застройщик жилья массового спроса, в конце марта запустит щебеночный карьер "Алхо" в Карелии. Инвестиции в объеме 100 млн рублей девелопер рассчитывает окупить за 3 – 4 года. Он обещает использовать весь добытый щебень для собственных нужд. Но участники рынка уверены, что будут и сторонние продажи, хотя спрос на материал за год снизился на 6%.
Семь лет спустя
Как рассказал "ДП" совладелец (75%) и гендиректор "Дальпитерстроя" Аркадий Скоров, лицензия на разработку карьера в 150 км от Петербурга действительна до 2030 года. Она была куплена у государства 7 лет назад. Но все эти годы компания добычей щебня не занималась. "Время потребовалось для получения разрешений и согласований", — пояснил Аркадий Скоров.
Разведанная мощность карьера — 30 млн м3 щебня. В этом году "Дальпитерстрой" планирует добыть 0,5 млн м3, а начиная со следующего года увеличит добычу до 1 млн м3. Возить щебень из Карелии компания будет собственными силами — грузовой автопарк "Дальпитерстроя" составляет 30 машин.
"Наша задача — обеспечить собственные подразделения, которые производят бетон для строительства жилых домов и строят дороги в новых жилых кварталах", — пояснил Аркадий Скоров. Сейчас компания реализует два проекта комплексного освоения территорий в Парголово и Шушарах. На стадии строительства 300 тыс. м2, около 200 тыс. м2 из них будет сдано в этом году.
"Запуск карьера позволит нам полностью отказаться от закупок щебня и в итоге даст около 3 – 4% экономии себестоимости квадратного метра. Это серьезный антикризисный шаг, если вспомнить, что маржа застройщиков в среднем по рынку уже снизилась на 10 – 15%", — заключил Аркадий Скоров. Другие застройщики, которые активно используют собственные стройматериалы, сомневаются, что экономия будет такой большой. Управляющий "ЛСР — Базовые" Василий Кострица сообщил, что "Группа ЛСР", которая почти на 100% укомплектована своими материалами, получает около 20% экономии себестоимости. "Но на стадии запуска производство обычно повышает себестоимость", — говорит он.
Инертный рынок
Объем потребления щебня в Петербурге и Ленобласти, по данным экспертов, в 2014 году упал на 6%, до 20 млн м3. Основные потребители материала — производители бетона. "А этот рынок за минувший год не изменился и составляет 6,1 млн м3", — пояснил руководитель компании "Решение" Александр Батушанский. Основные поставщики щебня — "Группа ЛСР" (35%) и ПО "Ленстройматериалы" (20%). Доли более 7% имеют Первая нерудная компания, Выборгское карьероуправление и Гавриловское карьероуправление.
Исходя из средних цен на щебень, которые сегодня составляют 1100 рублей за 1 м3, директор агентства эффективных закупок "Экспро" Олег Солтанов оценил емкость щебеночного рынка в 22 млрд рублей в год.
Доходность этого бизнеса зависит от логистики, а также от объемов добычи и сбыта материала.
"Во многих случаях щебень дешевле купить на рынке, чем производить самому. А цены на материал могут отличаться в 1,5 раза в зависимости от марки и плеча доставки", — говорит Михаил Мосин, генеральный директор ЗАО "Беатон" (имеет карьеры в Ленобласти и в Карелии). Время для запуска карьера, по его мнению, неудачное.
"Заявленный объем производства раза в три больше того, что "Дальпитерстрою" реально нужно. Компания будет продавать щебень на рынке. Нам уже делали такое предложение", — сообщил гендиректор компании "Пилигрим" Андрей Мукосеев.