Банк России обсуждает с Московской биржей введение дискретных аукционов на валютном рынке. Торги в реальном времени планируют приостанавливать в случае резкого скачка или падения курсов. Аналитики считают такой подход нерыночным, на пользу рублю он не пойдет.
Банк России обсуждает с Московской биржей введение дискретных аукционов на валютном рынке. Торги в реальном времени планируют приостанавливать в случае резкого скачка или падения курсов. На фондовом рынке подобный механизм включается в случае колебаний больше 20%. Теоретически это может охладить рынок, говорят аналитики, однако, скорее всего, это будет лишь усиливать панику, поскольку участники торгов и простые граждане в этот момент перестанут получать оперативную информацию о состоянии рынка.
О переговорах с Московской биржей про регулирование валютных торгов заявил накануне первый зампред ЦБ Дмитрий Тулин в кулуарах банковского форума, пишет РБК. По его словам, регулятор совместно с биржей пока лишь обсуждают техническую возможность. Соответственно, конкретные параметры пока не озвучиваются. По задумке регулятивная мера даст возможность сгладить резкие колебания на валютном рынке при небольших объемах торгов.
Подобный механизм используется на фондовом рынке. Обычно приостановка торгов проводится на полчаса при изменении рыночной цены на 15% от цены закрытия и до конца рабочего дня — при изменении более чем на 25%, объяснили dp.ru в EXNESS. Цена дискретного аукциона может быть рассчитана, даже если встречные очереди заявок на покупку и заявок на продажу не пересекаются. В этом случае цена дискретного аукциона определяется как среднее между средневзвешенной ценой продажи и средневзвешенной ценой покупки.
Вряд ли такое регулирование придется ко двору на валютном рынке, в целом скептичны аналитики. Конечно, это теоретически могло бы охладить резкие колебания, говорит начальник аналитического отдела Rye, Man & Gor Securities Алексей Минаев, однако риски, что ситуация ухудшится при использовании аукциона, велики, поскольку одновременно растет неопределенность для участников торгов. Аналитик не уверен, что такой подход оправдан на валютном рынке.
Такой шаг позволит выявить объем действительного спроса и предложения в моменте, что может позволить регулятору смоделировать свою рыночную политику в коротком промежутке времени, говорит главный аналитик UFS IC Алексей Козлов. Кроме того, дискретные аукционы в случае значительного дисбаланса спроса и предложения дают возможность сгладить возможные колебания курса рубля.
"По сути, Банк России позволяет малой кровью получить контроль над формированием курса российской валюты. Сама приостановка торгов, сопутствующая проведению дискретных аукционов, позволяет сбить эмоции. Такой шаг исторически выработан рынком для нормализации торгов, — говорит Алексей Козлов. — Резюмируя, можно сказать, что такой шаг вполне разумен".
ЦБ необходимы инструменты для сглаживания валютных колебаний помимо интервенций и ключевой ставки, говорит аналитик "Альпари" Анна Кокорева. Дискретные валютные аукционы — один наименее болезненных инструментов. Идею она считает достаточно удачной. Когда курс формируется исключительно спекулятивно, вмешательство регулятора необходимо, уверена аналитик. Дискретный аукцион позволит в моменты ажиотажа формировать более адекватный и приближенный к реальности курс. "Спекулянты разгоняют курс, когда ликвидность на рынке низкая, тут-то и пригодятся дискретные аукционы, в моменты снижения ликвидности этот инструмент будет наиболее эффективным", — говорит Анна Кокорева.
Манипуляции на валютном рынке, не считая интервенций Центробанка, явление редкое, говорит аналитик EXNESS Сергей Кочергин. И даже при остановке торгов не стоит забывать, что остается межбанковский рынок. По самой "свежей" статистике Банка международных расчетов (BIS), обновляемой раз в 3 года, в апреле 2013 года среднедневной объем торгов рублем (на спот-рынке, в форвардах, валютных свопах, опционах и др.) составлял порядка $85 млрд — примерно 1,6% от всего дневного оборота рынка FOREX, оцениваемого в $5,345 трлн, отмечает аналитик. На Московской бирже, по его словам, объем торгов рублем обычно не превышает нескольких трлн рублей. К моменту написания заметки объем торгов на Московской бирже в валютной секции составил 0,73 трлн рублей, или чуть менее $12 млрд.
"Прерывать валютные торги на Московской бирже нецелесообразно, любые виды административных ограничений обычно негативно воспринимаются рыночным сообществом, и эффективность таких мер на продолжительных временных интервалах бывает нулевой или отрицательной, — отмечает аналитик.
На бирже такая мера применяется для успокоения ожиданий толпы, при достижении установленных планок у инвесторов есть время подумать, а у брокеров — переоценить риски, рассуждает начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер" Константин Бушуев. В этом смысле дискретные аукционы оправданны, однако в плане развития рубля как международной валюты с плавающим курсом это тормозящий фактор, поскольку это по сути одномоментное ограничение на движение капитала, говорит он.
"Швейцарский франк, например, 15 января укрепился к доллару на 27%, к евро — на 29%, да многие спекулянты были сбиты, пострадали брокерские компании, но в привлекательности валюта не потеряла, — приводит пример Константин Бушуев. — Властям, скорее, имеет смысл контролировать годовую волатильность национальной валюты. Здесь уже кроме ЦБ должны подключаться и Минфин, и крупные покупатели и продавцы валюты — в общем, это должна быть продуманная политика. Иначе страдают все, и импортеры, и экспортеры".
"Сами по себе приостановки торгов — лишь техническое решение и фундаментальной проблемы не решают, — говорит макроаналитик Альфа-Банка Дмитрий Долгин. — Для восстановления рынка необходимо создание системных предпосылок если не для чистого притока капитала, то хотя бы для приостановки его оттока. Институциональные изменения, как то: улучшение инвестиционного климата через реформу судебной системы и снижение административных барьеров, сложны и в ближайшее время маловероятны, но на уровне монетарной политики ЦБ мог бы помочь через поддержание реальных положительных процентных ставок".
Самыми значительными колебаниями курсов на Московской бирже за последнее время стали 16 декабря и 27 февраля. В декабре скачок курса доллара до 80 рублей с 59 на открытии торгов и евро до 100 рублей с 75 на открытии был спровоцирован резким повышением ключевой ставки до 17% и общей паникой на рынке. В феврале курс доллара расчетами "сегодня" за 7 минут рухнул с 61,05 до 55,36 рубля, а затем взлетел до 66,33 рубля. В последнем случае на курс повлияли большие объемы сделок со стороны мало кому известного казанского "Энергобанка". Кредитное учреждение обратилось в суд: по их версии, один из компьютеров банка был взломан.