Вице-губернатор Игорь Албин рассказал о том, как город будет выводить из кризиса "Ленэнерго", развивать работу Фонда капремонта, бороться с коррупцией в госзакупках и поддерживать частных перевозчиков.
Вице-губернатор Петербурга Игорь Албин ответил на вопросы "Делового Петербурга" о курируемых им отраслях экономики города. Самые острые темы — финансовый крах "Ленэнерго", выдавливание с рынка частных автобусных перевозчиков, многомиллиардные проекты Фонда капитального строительства. Если эти истории кому-то из читателей не очень интересны, можно сразу перейти к той части, где Игорь Албин рассказывает, в какую он партию вступал, как развлекается после работы и состоит ли в Афонском обществе.
Кризис в "Ленэнерго": "Доля города должна быть не менее 51%"
— Вы все еще планируете войти в совет директоров "Ленэнерго"?
— На это предложение город не согласился. Мне приходится принимать решения на стыке многих интересов, в частности я как вице-губернатор курирую региональный тарифный орган и комитет по энергетике, часто выступаю в роли третейского судьи между участниками рынка, потребителями и крупными хозяйствующими субъектами. Вступление в совет директоров означало бы ангажированность полномочиями и ответственностью, а важно сохранить объективность.
— Одним из последних решений совета директоров "Ленэнерго" стала выплата более 200 млн
рублей за различные услуги ОАО "СЗЭУК" вроде доработки системы 1С. И это на фоне огромной
задолженности "Ленэнерго" перед десятком партнеров. (Подробнее об этом — тут) При этом Смольный голосовал против, а представители "Россетей" — за. В результате СЗЭУК большинством голосов эти деньги получил. Вы изучали результаты совета директоров? Как оцениваете такое решение?
— Позиция города плохо отражена в решениях совета директоров "Ленэнерго", и это большая проблема. Мы подписываем директивы о том, как представителям правительства Петербурга следует голосовать по утвержденной повестке дня. Но у города нет блокирующего пакета акций. Ранее было 25% плюс одна акция, сегодня 18%. Наша позиция тонет в объеме управленческих решений руководства "Ленэнерго", а многие проблемы компании порождены именно низким качеством управления. Но в любом случае, мы отдаем себе отчет, что "Ленэнерго" — системообразующая компания, и город будет активно ей помогать.
Накануне мы более 2 часов потратили на знакомство с антикризисным планом "Ленэнерго" в ходе консультаций с Василием Никоновым и его командой. Вырабатываем свои рекомендации. Я направил руководителю "Россетей" Олегу Бударгину предложения по кадровым вопросам и усилению присутствия комитета по тарифам, комитета по энергетике и "Санкт-Петербургских электрических сетей" (СПб ЭС) в органах управления "Ленэнерго". Это поможет стабилизировать положение дел в компании и найти выход из кризиса.
— На днях стало известно, что "Россети" с госкорпорацией "Ростех" создают совместное
предприятие "Центр технического заказчика", которое будет контролировать инвестпрограмму
"дочек" "Россетей", то есть в том числе и "Ленэнерго"…
— Внешний контроль при формировании госзаказа, закупочных процедур и подрядных работ может помочь, а избыточный — навредить. Впрочем, данный вопрос находится в компетенции "Россетей". Для успешного развития компании необходима полноценная производственная программа, обеспечивающая баланс интересов акционеров, инвесторов, рынка и потребителей, и высокая эффективность капитальных вложений. У "Ленэнерго" износ сетей сегодня превышает 80%, и это опять же говорит не в пользу менеджмента. Мы видим, что у городской компании СПб ЭС таких проблем нет.
— Нацелен ли город на объединение СПб ЭС и "Ленэнерго" и создание единой электросетевой
компании?
— Единая компания может появиться в перспективе. Об этом говорил губернатор. Но к этому решению необходимо прийти, создать условия, убедиться в том, что сегодняшнее руководство "Ленэнерго" способно справиться со сложной ситуацией. При этом доля города должна быть не менее 51%.
— О каких сроках идет речь?
— Многое будет зависеть от плана антикризисных мероприятий "Ленэнерго". Мы проводим консультация с тарифным органом — региональным регулятором, с "Ленэнерго". Важны решения и двух федеральных органов власти: Федеральной службы по тарифам (ФСТ) и Министерства энергетики, кстати, последнее утверждает инвестиционные программы.
— Программа будет сокращена?
— Сегодня ее цена на 2015 год составляет 24 млрд рублей. И наша задача заключается в том, чтобы она не сокращалась и принимаемые решения "Ленэнерго" не нанесли ущерб. За каждым объектом стоят потребители, девелоперы и промышленные предприятия, одним словом — развитие города или стагнация.
Меня удивляет ситуация с заявками на техническое присоединение. С 2006 по 2014 годы ежегодно двукратно увеличивались обязательства по их объемам. Сегодня таких заявок более 48 тыс. Но работа по анализу, актуализации, типологии, объему оплаты, работа по временной или постоянной схеме и так далее еще не завершена.
— Вы обсуждали ситуацию вокруг "Ленэнерго" с президентом "Роснефти" Игорем Сечиным?
— Игорь Иванович Сечин — умный, толковый, эффективный руководитель, я многократно пересекался и взаимодействовал с ним по предыдущей работе. Но каково его участие в судьбе "Ленэнерго", объясните?
— Есть мнение, что создание Центра технического заказчика, который будет распоряжаться
многомиллиардной инвестпрограммой "Ленэнерго", стало результатом противостояния главы
"Россетей" Олега Бударгина и руководителя входящей в "Россети" Федеральной сетевой
компании (ФСК) Андрея Мурова. Появление этого Центра затруднит подрядчикам, связанным с
ФСК, доступ к заказам "дочек" "Россетей". Что вы думаете об этой версии?
— Думаю, что порой журналисты преподносят рабочие моменты под специфическим углом. Любое сказанное слово могут трактовать как конфликт. Так же недавно говорили о моем конфликте с вице-губернатором Маратом Оганесяном. Я не знаю о таком конфликте.
— То есть такого конфликта не было?
— В конфликтной среде мы не могли бы решать задачи, важные для города. Мы взаимодействуем. Наши подходы не всегда совпадают. Но это нормальные рабочие отношения. Если мы будем мягкими и пушистыми, ни к чему хорошему это не приведет.
На фото: Вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин.
Первые итоги работы Фонда капремонта: "С собственников соберут 3 млрд рублей"
— Как вы оцениваете первые результаты работа Фонда капремонта?
— В целом хорошо. Есть частности: не удалось провести энергоаудит в этом году, до сих пор не урегулированы и вопросы технического надзора и строительного контроля. До сих пор не внесены изменения в устав фонда о формировании коллегиального органа — попечительского совета, а история длится уже больше года. Прорехи есть, но нерешаемых задач я не вижу и работой доволен.
— Удалось ли провести инвентаризацию жилья, нуждающегося в капремонте?
— Отсутствие учета жилищного фонда было первым, что меня смутило в программе капремонта. До 1 января 2013 года эта функция была возложена на бюро технической инвентаризации, которое вело техпаспорта на жилые и нежилые помещения. У органов власти и ресурсоснабжающих организаций существовала классификация домов. С ликвидацией этого института возник вакуум.
Мы провели большую работу, и сегодня многоквартирные дома разделены на восемь типов, а работы по капитальному ремонту — на 13 видов (работы по фундаментам, фасадам, внутридомовым сетям и кровлям с подвидами, а также по лифтовому оборудованию и прочему). Для каждого вида работ утвержден предельный уровень стоимости. Это позволило составить план работ на 7 млрд рублей из бюджета Петербурга и еще 3 млрд рублей, которые Фонд капремонта должен собрать с собственников.
— Как думаете, Фонду удастся собраться 3 млрд рублей в этом году? Ведь на сегодня собрано
менее 500 млн рублей. Многие владельцы помещений не согласны с условиями и не
перечисляют деньги. Некоторые пытаются оспорить оплату в суде.
— Надо понимать истоки возникновения самой программы капитального ремонта МКД. Начало было положено в 2008 году, Правительством было принято решение о расселении аварийного жилья за счет государственного бюджета на фоне ежегодного продления права на бесплатную приватизацию жилья. В России частного жилья очень много, люди истосковались по собственности за советский период. Уровень приватизации жилья превышает 80%. Это один из самых высоких показателей в мире.
Если жилье нуждается в ремонте, необходимо участие самого собственника жилого помещения. Человек должен нести ответственность за свою частную собственность, это нормально. Но то жилье, которое люди приватизировали, часто требовало существенных расходов на ремонт, и государство пошло по пути частичного финансирования этих работ. Так в 2008 году возникли программа и Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонд ЖКХ). Изначально только 5% денег граждан были вовлечены в работу по капремонту жилого фонда, но постепенно этот процент стал увеличиваться.
Санкт-Петербург стал участником новой программы — механизма капремонта, для которой были внесены поправки в Жилищный кодекс, принята нормативная база. К слову, в программах Фонда ЖКХ Петербург участия не принимал и справлялся с задачами в основном за счет регионального бюджета. Теперь появился обособленный платеж жителя Петербурга за капремонт, но основную нагрузку на себя до сих пор принимает бюджет нашего города. В некоторых регионах плата за 1 м2 может достигать 20 рублей, тогда как в Петербурге она составляет всего 2-3 рубля.
Мы в начале пути, но, я думаю, Фонд капремонта все же сможет собрать запланированные деньги и качественно отремонтировать весь жилой фонд, вовлеченный в программу ремонта.
— Какие коррективы стоит внести в программу капремонта?
— Я настаиваю на комплексном подходе. Необходимо совмещать инвестиционные программы ресурсоснабжающих организаций с программами по капремонту и текущему ремонту. В этом году совпадение произошло только на 20% адресов. Но с 2016 года нужно будет синхронизировать их полностью.
В каждом доме при ремонте необходимо устанавливать индивидуальный тепловой узел, если его нет. Его стоимость составляет от 100 тыс. рублей до 1 млн рублей. И даже самое дорогое оборудование окупается всего за один-два отопительных сезона, ежегодная экономия по дому составляет 1,2-2 млн рублей. Важно запустить программы энергосбережения в каждом доме, каждой квартире.
Про госзакупки: "Наше законодательное начало не имеет границ"
— Подрядчики часто рассказывают нам о том, что после победы в аукционе их приглашают на
разговоры в кабинеты чиновников. В частности, dp.ru
писал о такой истории
победы компании в
конкурсе комитета по благоустройству и публиковал аудиозапись, на которой
предположительно глава комитета общался с подрядчиками и убеждал их отказаться от победы
в пользу госпредприятия. Это нормальная практика?
— Если все было именно так, как вы описываете, то это, конечно, ненормально и даже преступно, такого быть не должно. Закон о закупках не совершенен, но его необходимо соблюдать. А при нарушении закона — обращаться в правоохранительные органы.
— В чем его несовершенство?
— Изначально госзакупки регулировал президентский указ №305 о борьбе с коррупцией. Затем был принят ФЗ-97. Но наше законодательное начало не имеет границ, и возник ФЗ-94. Объем поправок в итоге превышал текст самого закона. Затем начала формироваться Федеральная контрактная система, появился ФЗ-223 для корпоративных закупок компаний с госучастием и ФЗ-44 для бюджета.
— Вы имеете в виду, что законы стали настолько сложными и запутанными, что какие-то
вопросы чиновникам приходится регулировать в ручном режиме?
— Я хочу сказать, что мы придумываем и затем спускаем сверху законы, набивая шишки. Более правильно было бы изучить опыт, разработать и запустить пилот, а затем тиражировать его в масштабах государства.
— И все же — вы слышали о такой практике, когда чиновники, руководящие процессом
госзакупок, встречаются с подрядчиками (особенно с новыми игроками рынка) и что-то с ними
обсуждают вне стандартных конкурсных процедур?
— На подобные вещи буду реагировать жестко и пресекать их на корню.
— Вы готовы бороться с этим?
— Да, всеми доступными и законными методами, в том числе дисциплинарными, вплоть до увольнения. Но факты для подобных решений должны быть железобетонными.
Транспорт и перевозки: "Мы даже чему-то учимся у частников"
— Может ли "Пассажиравтотранс" стать единственным перевозчиком, который будет
привлекать коммерческие компании на субподряде?
— Конечно нет. Очень важно соблюдать баланс интересов государства и частного сектора. Принцип паритета для сферы общественных перевозок мне кажется оптимальным. Доминанта — за рынком, но страховка для пассажиров в лице госкомпаний необходима. Мы даже чему-то готовы учиться у частников.
Что касается тарифных решений, то они всегда даются очень тяжело. Нам приходится балансировать между интересом выпадающих доходов автотранспортных предприятий и интересами граждан, так как эта сфера, как и многие другие, социально значимая.
— Например?
— Мы недавно анализировали работу Центра организации перевозок. Это большая структура под тысячу человек. Предложили частным перевозчикам воспользоваться услугами этой организации, но те отказались, пояснив, что выполняют эту работу с меньшими расходами и меньшим числом сотрудников. Сейчас мы изучаем опыт частных компаний.
— А как насчет закупок транспорта, который для ГУПа производится за счет госбюджета и за
большие суммы, а частники вкладывают свои деньги и знают, как сэкономить? Вам не кажется,
что это ставит компании в неравное положение на рынке?
— Так, в течение 7 лет город вкладывал около 40 млрд рублей в СПб ЭС и получил успешную и динамично развивающуюся компанию. То же происходит и с "Пассажиравтотрансом", и с "Горэлектротрансом". Мы задаем стандарт качества работы транспорта и стандарт безопасности, и этот подход требует финансирования из бюджета.
— Есть проекты по повышению прибыльности и "Горэлектротранса"?
— Например, в апреле стартует проект по привлечению частных инвестиций в перевозку пассажиров на трамваях в Красногвардейском районе без копейки госучастия, только субсидии на перевозку пассажиров, которые мы и так предоставляем. Инвестор будет вкладываться в тяговые подстанции, путевое хозяйство, подвижной состав и депо. За счет выручки от продажи билетов он компенсирует свои инвестиции.
— Возможно ли возродить производство наземного транспорта в Петербурге?
— Октябрьский завод — пример такого производства. "Горэлектротранс" обновляет подвижной состав, хоть и в небольших объемах. В любой развитой стране производством транспорта занимается одно-два основных предприятия, эти же предприятия борются за право работы на внешних рынках. В России такие есть, например, это "Синара" и "Трансмашхолдинг".
О личном: "Это было осознанное вступление в партию и такой же осознанный выход"
— Вы состоите в политических партиях? И состояли ли когда-либо?
— В 1988 году Правительством СССР было принято решение о деполитизации правоохранительных органов, до этого решения в Вооруженных силах я стал кандидатом в члены КПСС, а в партию вступил, будучи студентом Московского университета им. Ломоносова. Это было осознанное вступление в партию и такой же осознанный затем был выход из нее. Сегодня моя партия — Россия, президент и Петербург.
— Куда вы в Петербурге ходите? Как проводите свободное время?
— Через 4 месяца у меня появилось время на спортзал. Два раза в неделю занимаюсь спортом, правда, захожу в спортзал не раньше 21.00. Кроме того, наконец я стал еженедельно заниматься стрельбой, подобрал тир. Недавно появилось третье увлечение: учусь ездить на мотоцикле. И я не представляю себя без книги, читаю по несколько одновременно. А еще — музеи, театры, выставки.
— Мы знаем, что вы — человек религиозный. Вы состоите в каких-то сообществах, таких как
Афонское общество, например?
— Я — русский православный христианин и этим горжусь. "Каждый человек должен быть верующим или ищущим веру, иначе он — пустой человек", говорил Антон Павлович Чехов. Я разделяю это мнение.