Зачем Санкт-Петербургская биржа организовала торги акциями иностранных компаний

Автор фото: Ермохин Сергей
Россия, Санкт-Петербург. Глава Санкт-Петербургской биржи Евгений Сердюков.

Санкт–Петербургская биржа совершила мини–революцию в российском биржевом деле, впервые организовав торги акциями иностранных компаний. Гендиректор биржи Евгений Сердюков рассказал, для чего это нужно и каких масштабов новый бизнес достигнет через несколько лет.

Торги иностранными ценными бумагами на Санкт–Петербургской бирже начались более 4 месяцев назад. Какова сейчас активность на этом рынке?

— Действительно, этот рынок стартовал 28 ноября 2014 года. Уже можно подводить предварительные итоги работы. Сейчас 19 брокеров предоставляют клиентам доступ к инвестированию в акции глобальных компаний. В списке торгуемых инструментов 55 ценных бумаг. Оборот торгов по ним составляет $1,5–2 млн в день. При этом среди этих 19 компаний есть как крупные ретейловые брокеры, такие как "Финам", "Алор", "Ай Ти Инвест", так и не очень большие.
На бирже зарегистрировано уже около 50 тыс. торговых счетов. Массовая регистрация началась совсем недавно, в марте 2015 года. До сих пор сделки совершали лишь несколько сотен трейдеров. В день происходит от 100 до 300 сделок, в основном они мелкие. Наш рынок изначально был рассчитан на неквалифицированных инвесторов (квалифицированными, согласно российскому законодательству, считаются инвесторы, удовлетворяющие ряду критериев, в частности располагающие активами на сумму от 3 млн рублей. — Ред.), которые, обладая небольшими суммами, от нескольких десятков тысяч до миллиона рублей, желают диверсифицировать свои инвестиции с помощью акций глобальных компаний. Квалифицированные инвесторы уже имеют выход на зарубежные биржи, так что у них давно есть возможность покупать акции любых компаний.
Кроме того, для мелкого инвестора иностранные торговые площадки недоступны из–за их дороговизны. Если его капитал меньше $10 тыс., то размер комиссий для него на западных биржах, как правило, будет слишком высоким и сделает торговлю неэффективной. У нас же минимальный лот — это одна акция, то есть можно торговать, даже если на счету только $15–20. А комиссия биржи составляет всего 0,007% от суммы сделки.

Биржа существует не первый год. Чем она занималась до сих пор, пока не появился рынок акций глобальных компаний?

— Санкт–Петербургская биржа была одной из первых фондовых биржевых площадок в России. Она была создана в апреле 1997 года под названием "Фондовая биржа "Санкт–Петербург" и получила от тогдашнего регулятора, Федеральной комиссии по ценным бумагам, лицензию фондовой биржи за номером 1. Затем благодаря двум своим крупным проектам она получила не только всероссийскую, но и международную известность. Во–первых, она была родоначальницей российского срочного рынка, который позже получил название FORTS и существует до сих пор. Теперь этот рынок, где происходят сделки с фьючерсами и опционами, является частью торговой системы Московской биржи.
Второй проект — это торги акциями "Газпрома". В 1990–е годы, согласно распоряжению правительства РФ, только пять бирж имели право организовывать торги этими ценными бумагами, но весь оборот был сосредоточен всего на двух площадках: фондовой бирже "Санкт–Петербург" и Московской фондовой бирже (МФБ). Причем петербургская биржа использовала расчетно–клиринговые возможности биржи "РТС", поэтому на ней акции "Газпрома" могли покупать иностранцы.

Но потом пришла ММВБ и забрала себе и акции "Газпрома", и срочный рынок.

— Не совсем так. Совместный проект Санкт–Петербургской биржи и биржи "РТС" стал одним из самых успешных бизнес–проектов на биржевом рынке России, что и определило высокую стоимость биржи "РТС" при ее объединении с ММВБ. А команда, создавшая срочный рынок, сейчас развивает Санкт–Петербургскую биржу в ее новом обличье. Что касается акций "Газпрома", ММВБ, в отличие от РТС, развивала рынок акций для ретейлового клиента, и после либерализации рынка акций "Газпрома" ликвидность по этой бумаге перетекла в Москву.

Кто сейчас владеет биржей?

— Фондовая биржа "Санкт–Петербург" была реорганизована в акционерное общество открытого типа и сменила название в 2009 году. И больше 2 лет назад, в 2012 году, на Санкт–Петербургской бирже сменился состав собственников. Ключевым акционером стало некоммерческое партнерство "РТС". Сейчас НП "РТС" нарастило свой пакет акций до контрольного и продолжит его увеличивать.
С появлением в составе акционеров НП "РТС" биржа стала превращаться в универсальную торговую площадку, где заключаются сделки и с товарами, и со срочными контрактами, и с фондовыми активами. Начиная с 2013 года товарные торги, ранее проходившие на МФБ, полностью переведены на Санкт–Петербургскую биржу. Здесь достаточно активно проходят сделки с цементом, металлами, минеральными удобрениями и другими товарными группами. Товарное направление на нашей бирже активно развивается. Например, секция металлов заработала в середине прошлого года.
В 2013 году была проведена допэмиссия акций Санкт–Петербургской биржи с целью привлечения новых инвесторов и развития полноценной биржевой инфраструктуры: собственной торгово–клиринговой платформы, клирингового центра. В итоге уставный капитал биржи сегодня составляет 316 млн рублей. В 2014 году акции ОАО "Санкт–Петербургская биржа" стали обращаться на бирже, что тоже способствует росту капитализации проекта, а динамика цен акций будет свидетельствовать об отношении инвесторов к проекту.
Основным проектом Санкт–Петербургской биржи является торговля акциями. В середине прошлого года в пилотном режиме запущена торговля ликвидными акциями российских эмитентов, а в ноябре начались торги акциями глобальных компаний. До этого в течение 2 лет была проведена большая работа по разъяснению финансовому мегарегулятору привлекательности этого проекта для инвесторов и необходимости изменения законодательства, чтобы сделать торги глобальными акциями на российской бирже возможными и чтобы иностранные эмитенты при этом не получили бы "в подарок" требования российского регулятора по раскрытию информации. В итоге необходимые изменения с подачи Банка России были приняты, торги стартовали в ноябре.
Компаниям вроде Apple или Google ничего не стоит обращение их акций на нашей бирже. Обязанность раскрывать информацию об их корпоративных событиях для российских инвесторов лежит на наших плечах. Санкт–Петербургская биржа подписана на рассылку отчетности иностранных компаний, информационные агентства присылают нам ее на английском языке, мы переводим на русский и публикуем у себя на сайте. Там же публикуются сообщения о выплате дивидендов и других корпоративных событиях.

Что вы предпринимаете, чтобы повысить активность торгов?

— Стоит начать с того, как устроена биржевая инфраструктура по торговле акциями глобальных компаний. Клирингом занимается Клиринговый центр МФБ. Когда–то НП "РТС" приобрело МФБ со всей ее инфраструктурой. Биржевую лицензию мы сдали, а клиринговую — оставили.
Депозитарием, где хранятся акции глобальных компаний, выступает РДЦ. Это расчетный депозитарий Санкт–Петербургской валютной биржи. Через него происходит выплата дивидендов и участие в голосовании на собраниях акционеров. А денежные расчеты проходят через НРД. Это центральный депозитарий Московской биржи. Таким образом, деньги инвесторов, торгующих на Московской и Санкт–Петербургской биржах, хранятся в одном месте, что упрощает переброску денег между площадками. У нас расчеты проводятся в валюте, которую можно купить за рубли либо на Московской бирже, либо в любом российском банке.
Торги проходят с 10:00 до 23:00, что захватывает период максимальной ликвидности на Нью–Йоркской бирже. Все это время ликвидность поддерживают маркет–мейкеры, которые обязаны постоянно показывать заявки на покупку и продажу ценных бумаг.
Сейчас на нашей бирже работают четыре маркет–мейкера — это либо брокеры, либо хедж–фонды, которые специализируются на создании ликвидности по биржевым инструментам. Максимальная ликвидность по американским акциям приходится на вечернее время, примерно с 15:30 до конца торгов.

Какие у вас на бирже спреды (спред — разница между лучшими ценами покупки и продажи)?

— По акциям, которые являются самыми ликвидными в мире, спреды сопоставимы со спредами на американских биржах. Например, акции Apple вечером можно купить и продать со спредом всего 1 цент, это менее 0,01% цены. Другое дело, что объем заявок маркет–мейкеров не очень велик: вчетвером они обязаны обеспечивать в каждой из ликвидных бумаг возможность совершить сделку по лучшей цене в объеме до $100 тыс. Но для нашей целевой аудитории, не очень крупных инвесторов, этого достаточно. По менее ликвидным бумагам спреды чуть больше, объемы заявок маркет–мейкеров — поменьше.

Появится ли у вас возможность торговать фьючерсами на акции или иностранные фондовые индексы?

— Команда менеджеров, которая сейчас развивает Санкт–Петербургскую биржу, долгое время специализировалась на срочном рынке, поэтому, конечно, нашей мечтой является развитый сегмент деривативов на нашей бирже. Но пока мы сосредоточились на спот–торгах.
Если же говорить о дальнейших планах, то торги деривативами, скорее всего, будут стартовать не с фьючерсов, а с поставочных опционов на акции, чтобы дать инвестору инструменты для хеджирования позиций.

Когда можно ждать появления таких опционов?

— Мы хотим сначала увидеть хорошую ликвидность на торгах акциями глобальных компаний на нашей бирже.

То есть обороты должны увеличиться на два–три порядка?

— Да. Такие планы есть, и их осуществление не за горами. На западных биржах объемы торгов глобальными акциями значительно больше, чем весь рынок российских акций. Почему бы часть этих объемов не привести на петербургскую биржу?

Когда это может произойти?

— В перспективе 2–3 лет.

Текущая геополитическая ситуация, когда у нас в стране с подозрением смотрят на все иностранное, как–то влияет на планы по развитию торгов акциями зарубежных компаний? Или вы ждете, что скоро наступят мир и дружба?

— Ну, во–первых, Россия не является страной, вовлеченной в военный конфликт с другими странами. Наши граждане как пользовались зарубежной техникой, так и продолжают пользоваться. И все мы, несмотря на приверженность к здоровому и спортивному образу жизни, время от времени заглядываем в McDonald’s.
Поэтому у нас не возникает каких–либо проблем с тем, что акции глобальных компаний торгуются на нашей площадке.
И у инвесторов тоже нет каких–либо угрызений совести по поводу того, что они торгуют этими бумагами.

Сейчас активно открываются индивидуальные инвестиционные счета (ИИС, счета для торговли биржевыми активами, позволяющие освобождать от налога на доходы физических лиц либо внесенные на них суммы, либо прибыль от сделок). Рассчитываете ли вы, что средства с этих счетов придут и на вашу площадку и будут вложены в иностранные акции?

— Действительно, с января текущего года у граждан появилась возможность открывать так называемые ИИС, с помощью которых инвесторы получают определенные налоговые льготы. Средства с них можно инвестировать как в российские ценные бумаги, так и в иностранные — через Санкт–Петербургскую биржу.

Я слышал точку зрения, что такие вложения противоречат самой идее, ради которой создавалась система ИИС, — способствовать развитию российской экономики. У вас есть что возразить?

— ИИС создавались в том числе и для того, чтобы поддержать российскую инфраструктуру для торговли ценными бумагами. Торгуя на Санкт–Петербургской бирже, инвесторы не выводят деньги за пределы России, как это происходит при торговле на зарубежных биржах. И налоги с доходов они будут платить здесь.
И, наконец, при выборе глобальных компаний, акции которых будут торговаться на нашей бирже, мы учитываем объем их бизнеса в России. Многие из них являются здесь крупными работодателями и налогоплательщиками.

О персоне

Евгений Сердюков

> Родился в 1976 году.
> В 2001 году окончил СПб политехнический университет по специальности "финансы и кредит".
> С 2000 года работал на фондовой бирже "Санкт–Петербург", где участвовал в зарождении российского рынка фьючерсов и опционов.
> С 2011 года — управляющий директор по срочному рынку биржи "ММВБ–РТС" (теперь Московская биржа).
> В июле 2012 года назначен управляющим директором по развитию организованных рынков НП "РТС".
> С октября 2012 года — гендиректор ОАО "Санкт–Петербургская биржа".


О компании

Санкт–Петербургская биржа

> Основана в 1997 году как НП "Фондовая биржа "Санкт–Петербург".
> С 1997 года была организатором торгов срочными контрактами, с 1998–го — уполномоченной биржей по организации торгов акциями ОАО "Газпром".
> В 2009 году реорганизована в АО и переименована.
> Объем торгов всеми инструментами на СПБ составил в 2014 году 1,144 млрд рублей, глобальными акциями за ноябрь–декабрь 2014–го — 262 млн.
> Стоимость чистых активов СПБ на 31 декабря 2014 года — 399,7 млн рублей.
> НП "РТС" владеет 51,8% акций СПБ.