По состоянию на 1 апреля 2015 года, по данным "Петростата", задолженность петербургских работодателей по выплате зарплат составила 144 млн рублей, областных — 61,7 млн рублей. Эксперты говорят, что желание работодателей сэкономить на выплатах в сложные финансовые времена понятно, но в результате выходит себе дороже. И речь идет даже не об уголовной ответственности.
С начала кризиса историй про то, как работодатели не платят работникам, становится все больше. Самая громкая в масштабах страны — задержка выплат строителям космодрома Восточный сразу несколькими компаниями, участвующими в строительстве. В отношении генерального директора одной из них Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту невыплаты заработной платы. Проблемы с другой взялся решать сам президент страны.
В Петербурге в это время были свои истории: трудовой конфликт на почве невыплат в ООО "Яркая ЗВЕЗДА" (сеть ресторанов Carl’s Jr) на сумму, по данным Государственной инспекции труда (ГИТ) в Петербурге, 4,99 млн рублей, в ОАО "Мостоотряд № 19" — 73,4 млн. Всего с начала этого года задолженность петербургских и областных компаний выросла, по данным "Петростата", с 10 млн рублей в январе до 205,7 млн в апреле. То есть более чем в 20 раз. По сведениям ГИТ, в городе помимо организаций, заявивших об имеющейся задолженности в "Петростат", долги по заработной плате на начало марта имели еще 16 организаций на сумму 64,6 млн рублей перед 1135 работниками.
Чаще всего, по словам директора кадровой справочной системы "Система Кадры" Вероники Шатровой, работодатели прибегают к невыплате не от хорошей жизни. "У компании действительно отсутствуют деньги. И когда стоит вопрос, куда потратить ограниченную сумму — на материалы или на зарплату, то работодатели чаще делают выбор в пользу первого варианта, чтобы предпринять попытку отработать эти деньги и как раз рассчитаться с долгами в том числе перед работниками", — поясняет она. Но есть и такие работодатели, кто считает, что платить за труд совсем необязательно или не в том размере, как изначально проговаривали с работником. Такие работодатели, по словам Вероники Шатровой, не считают нужным соблюдать Трудовой кодекс (ТК) и об оптимизации затрат даже не задумываются. Как и о последствиях таких шагов.
Ответственность
В любом из этих двух случаев последствия будут одинаковыми. Работодатель должен будет все–таки погасить задолженность перед работниками.
Причем с процентами. "1 / 300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченной суммы за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно (ст. 236 Трудового кодекса РФ), — уточняет Ольга Дученко, старший юрист корпоративной и арбитражной практики "Качкин и Партнеры". — Причем данная обязанность возникает независимо от вины работодателя". К примеру, если работодатель задержал на месяц выплату 3 млн рублей, то ему придется заплатить, с учетом нынешней ставки рефинансирования 8,25%, 3 млн 23 тыс. рублей. Но суть в том, что погашенной задолженность считается, только если выплачена вся сумма с процентами за все дни.
К уголовной ответственности работодателей привлекают, по словам Ольги Дученко, редко, поскольку ст. 145.1 УК РФ предусматривает в действиях работодателя — невыплате зарплаты полностью свыше 2 месяцев или частично свыше 3 месяцев — наличие корыстных побуждений или иной личной заинтересованности. "Эта статья крайне редко применяется из–за сложности в доказывании умысла", — поясняет эксперт.
Главные последствия для работодателя в случае невыполнения обязательств перед работниками — финансовые. С учетом того, что задержка зарплаты, собственно, призвана решить как раз финансовые проблемы, затея по большому счету теряет смысл. Во–первых, за это нарушение с начала 2015 года выросли административные штрафы. "Сегодня такой штраф для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, составляет 1–5 тыс. рублей; для юридических лиц — 30–50 тыс. рублей", — говорит Мария Финатова, руководитель департамента трудового права Института профессионального кадровика. "За повторное нарушение ответственность будет жестче, — добавляет Ольга Дученко. — Должностные лица могут быть оштрафованы на сумму от 10 тыс. до 20 тыс. рублей либо лишены права занимать определенную должность на срок от 1 года до 3 лет; а юридические лица — на сумму от 50 тыс. до 70 тыс. рублей". При этом, как говорят некоторые работодатели, госинспекторы в последнее время все чаще умножают штрафы на количество работников, чьи права ущемлены. В итоге выходит немалая сумма.
Но, кроме того, в ТК есть один нюанс, на который не все работодатели обращают внимание, но зато все больше работников пополняет свои знания о ст. 142 ТК. Речь идет о праве работника на самозащиту. "То есть работник в случае задержки выплаты его заработной платы на срок более 15 дней может известить работодателя в письменной форме о том, что он приостанавливает работу на весь период до выплаты ему задержанной суммы", — поясняет Мария Финатова. Причем, как уточняет Ольга Дученко, работник имеет право все это время не появляться на работе, а вот работодатель все равно обязан платить ему его средний заработок. И так до тех пор, пока работодатель письменно не уведомит такого работника, что готов погасить задолженность (опять же со всеми полагающимися процентами). И только на следующий день после получения уведомления работник вернется на рабочее место.
По словам Ольги Дученко, такая самозащита — только один из способов, которые позволяют работнику защитить свои трудовые права. Есть еще право решить проблему через профсоюзы, обратиться с жалобой в государственные органы контроля, в суд. Мария Финатова считает, что именно туда работники чаще всего обращаются в случае нарушения своих прав. "Работники крайне редко используют это свое право, — считает Вероника Шатрова. — Основная причина — многие даже не знают о такой возможности. Второй момент — даже те, кто знает, думают, что лучше получить хоть что–нибудь позже, чем вызвать недовольство работодателя и не получить ничего, а то и вовсе быть потом уволенным. Притом что приостановка деятельности сама по себе, конечно же, не является основанием для увольнения. Но если работодатель нарушает одну норму ТК, то ничто не мешает ему нарушить и вторую".
Ольга Дученко как юрист не согласна с утверждением о страхах работников. "Самозащита используется работниками довольно часто, — говорит она. — Об этом можно судить по количеству судебных споров, с ней связанных. Например, когда работники обжалуют в судебном порядке увольнение за прогул или неначисление им заработной платы в период приостановления работы".
По ее словам, самозащита может применяться не только в случаях с задержкой зарплаты. "В законе также установлено, что в целях самозащиты работник, например, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, либо работы, угрожающей его жизни и здоровью", — говорит Ольга Дученко.
Другой способ
Однако сложное финансовое положение компаний не означает, что они должны пойти по миру, выполнив свои обязательства перед работниками. Есть законные способы снизить финансовую нагрузку, уверяют юристы. "Не следует уклоняться от выплаты зарплаты, — еще раз предостерегает Ольга Дученко. — Это заведомо незаконный и проигрышный вариант, который в конечном итоге только усугубит финансовое состояние компании".
По ее словам, прежде всего оптимизацию следует начать с анализа расходов на персонал. "Возможно, их можно снизить не за счет зарплаты сотрудников, а, например, за счет отказа от корпоративного транспорта, расходов на социально–культурные мероприятия, иных затрат", — предполагает Ольга.
Закон также позволяет снизить затраты, например введя режим неполного рабочего времени, простоя, или уменьшить размер заработной платы.
Мария Финатова добавляет в этот список возможных вариантов оптимизации оплаты труда перевод работников на дистанционный труд, предоставление отпуска без сохранения заработной платы, сокращение персонала. Правда, при этом она обращает внимание, что у каждого из этих способов есть свои требования и ограничения, которые необходимо неукоснительно соблюдать.