Российские поставщики меда увеличили экспорт меда за счет девальвации рубля

Автор фото: Геодакян Артем/ТАСС

В Петербурге специализированные магазины меда ощутили дефицит продукции: после падения рубля поставщики начали активно экспортировать товар, и для местного рынка многих сортов не хватило. За последний год цены на импортный мед возросли на 10 – 30%.

Дефицит на рынке меда петербургские компании особенно остро ощутили в конце февраля и марте, когда поставщики заявили, что некоторых сортов меда, например липового, в продаже нет даже по более высоким ценам и не будет до августа, то есть до урожая следующего сезона.
За последний год цены на импортные сорта меда возросли на 10 – 30% в зависимости от сорта, а теперь, по словам участников рынка, в крупном и среднем опте дорожает и российский мед.

Как рассказывает владелец компании "Медовый дом" (поставщик нескольких федеральных сетей) Антон Георгиев, причиной проблемы стало падение курса рубля. После этого значительная часть крупных поставщиков, особенно те, кто раньше уже сотрудничал с иностранными фирмами, решили переориентироваться на экспорт. Освоить новые направления сбыта мало кому удалось — чтобы подготовить ветеринарные документы и пройти проверку на антибиотики, нужны время и значительные затраты. Но те, у кого уже были контракты с иностранными покупателями, перезаключили их, сильно увеличив объемы поставок. Российский мед начали более активно закупать в Германии, США, Казахстане, на Украине и др. Запасы липового меда, который производят в основном на Дальнем Востоке, почти полностью продали в Китай.
В итоге розничные компании закупают продукцию дороже и, в свою очередь, поднимают отпускные цены. "Мы успели сделать запас липового меда, закупив его дороже на 20%, — рассказывает Антон Георгиев, — но еще одна проблема сегодняшнего рынка — нестабильность предложения. Например, сейчас поставщики могут распродать все запасы, чтобы освободить тару для нового урожая, а летом цены снова вырастут".
За 2014 год компания "Медовый дом" продала 3 тыс. т продукции, и, несмотря на рост оборота в рублях из–за повысившихся цен, реальное количество проданного товара, как и прибыль, не увеличивается.
Роман Орисик, учредитель компании "Медомания", также столкнулся с тем, что на рынке нет липового меда. "Производители говорят, что почти все скупили крупные поставщики, не знаю, про запас или для прямой продажи", — говорит предприниматель. Как рассказывают участники рынка, основной спрос приходится на "чистые" сорта меда — цветочный, липовый, гречишный и др. Большую часть такой продукции производят в России. Импортируются же крем– мед и сорта с наполнителями — орехами, ягодами, злаками. В обороте специализированных магазинов по продаже меда и сопутствующих товаров они занимают не более 1 – 2%.
Александра Епифанова, учредитель интернет–магазина "Модамеда", рассказывает, что цены на импортную продукцию выросли еще до нового года, а сейчас к ним постепенно подтягиваются и российские сорта. Она поясняет, что дефицит — проблема компаний, которые закупают крупные партии меда у дистрибьюторов, тем, кто работает напрямую с пасечниками, товара хватает. Но цены на отечественный мед растут из–за более широких возможностей для экспорта. "Концепция нашего проекта — мед из разных стран, и цены на мед из Италии и Новой Зеландии сильно выросли, — говорит Александра Епифанова. — По российским сортам мы сотрудничаем с хозяйствами, у которых около 200 ульев, в их работе кризис мало что изменил".

Сети против ярмарок

Основные покупатели российского меда — Китай, США и Швеция, поставщики — Китай, Австрия, Украина. Объем Северо–Западного рынка меда — около 2,5 – 3 млрд рублей, при этом немалая часть этого показателя приходится на продажу на сезонных ярмарках. Если в США и Европе большую часть продуктов пчеловодства фермеры предпочитают продавать посредникам, которые занимаются фасовкой, транспортировкой, рекламой и др., то в России, по оценкам участников рынка, около 50% меда фермеры продают оптовикам. Остальное предпочитают реализовывать на продуктовых ярмарках или через Интернет. К такому формату привыкли и покупатели, которые больше доверяют нефасованному меду.
В итоге на рынке установилось противостояние специализированных магазинов и ярмарок. Первые уверяют, что с лотков продают мед растений, которые вообще не цветут, и не существующих в природе сортов, вторые — что фасовщики и оптовики используют консерванты и выдают искусственный мед за натуральный.
И если оптовики и те розничные торговцы, для кого мед — основной товар, заметили сильные перемены, то продуктовые магазины изменений на рынке меда почти не ощутили. Несетевые магазины продуктов часто вовсе не включают мед в ассортимент, а в обороте крупных сетей он занимает мизерные доли.
"Мед — сложный товар для супермаркетов, ему не доверяют — а вдруг в банке расплавленный сахар? — говорит Александр Мышинский, гендиректор ООО "Торговый дом "РеалЪ". — Но это нельзя назвать большой проблемой: для продуктовых сетей его продажи слишком незначительны по сравнению с другими продуктами".
Мы, производители, как–то пока не заметили на рынке дефицита меда, можно сказать, что на малые компании в этой сфере кризис вообще практически никак не повлиял — мы как работали, так и продолжаем работать, и искать покупателей так же сложно, как и раньше. Даже по ценам в нашем сегменте почти ничего не изменилось: с импортом мы не работаем и скачки курсов валют нас пока не коснулись. Если говорить о рознице, а наша компания в основном продает продукты частным клиентам, не перекупщикам, то рынок выглядит даже пресыщенным — спрос не очень высокий, и пасечникам не хватает каналов сбыта.
Аркадий Барсуков
совладелец "Пасеки Барсуковых"
Липовый мед по природе своей редкий продукт, и он всегда не чисто липовый, а содержит нектар других растений. Деление меда на виды — скорее маркетинговый ход, по сути, это не влияет на качество и свойства продукта. Спрос же в рознице в последнее время снизился, и самое сложное для пасечников то, что мы, в отличие от других производителей, не можем поднимать цены: потеряем всех клиентов. Российские потребители не считают мед продуктом первой и даже второй необходимости, и, чтобы сохранить покупателей, мы вынуждены удерживать, а иногда даже снижать цены вопреки рынку.
Галина Берестова
совладелица пасеки "Медовая сказка"