Дефицит кадров стал главной проблемой такси и автобусных перевозок в Петербурге

Автор фото: архив "ДП"
Автобусы перестали быть дефицитным ресурсом, чего теперь не скажешь о водителях. Несколько лет об этой проблеме трубят петербургские перевозчики, говоря, что "железо вторично, главное — люди", но решить вопрос пока не удаётся. Кадров и образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, крайне мало.
"Последние пару лет положение на рынке изменилось. Раньше цены сбивали мелкие частники с одним автобусом, зачастую старым. Теперь он оказывается менее дефицитным ресурсом, но не хватает водителей. Те, что есть, уходят в дальнобойщики на 150–400 тыс. рублей в месяц. В итоге ставки растут", — говорит один из участников рынка.
Решить проблему хотя бы в крупных городах за счёт притока кадров из регионов и то не удаётся, поскольку она масштабирована на всю страну. Так, дефицит водителей пассажирского транспорта по Сибири в прошлом году достиг 30%. Зарплаты водителей, например, в Сочи уже сопоставимы с петербургскими. Для специалистов переезд на работу в другой город уже непривлекателен.
Недостаток водителей ощущают и в сфере такси, эту проблему участники рынка называют основной причиной роста цен на услуги. Аналитики агрегатора "Яндекс.Такси" прогнозируют, что к концу года дефицит в стране составит 130 тыс. человек.
При этом спрос на заказные перевозки, по словам участников рынка, в сравнении с прежними годами меньше не становится. На рынок даже выходят новые игроки. Как рассказали в транспортной компании "Пальмира", кардинальные изменения по запросам на услуги перевозчиков можно было наблюдать после окончания пандемии, тогда рынок ожил. А в последние пару лет добавилась заказная деятельность, связанная с ходом СВО.
"Помимо частных лиц основные заказчики — организации социальных групп населения: школы, университеты, военные и спортивные организации, а также туристические фирмы. Также популярны служебные и детские развозки. Периодически заказывают перевозки в соседние города. В основном в по­пулярные туристические направления, такие как Карелия, Новгород, Псков. Также востребованы перевозки в ЛНР и ДНР", — говорят в компании.
Деловой туризм сегодня не занимает существенную долю рынка заказных перевозок. В то же время в 2023 году в структуре объёма рынка бизнеc–travel 13% пришлось в совокупности на трансферы, оформление виз и страховые услуги, поэтому в целом можно считать, что для агентств, занимающихся организацией командировок, сфера весьма востребована.
"Вид трансфера зависит от количества человек, которые прибыли основным транспортом (самолёт или поезд) в тот или иной город. Помимо такси на рынке делового туризма есть понятие трансферных компаний. Они предоставляют как отдельные машины различного класса, минивэны, так и автобусы. Есть и услуги такси, которые подключены в систему бронирования у ряда агентств", — рассказал исполнительный директор Союза агентств делового туризма Павел Васин.
В зависимости от географии поездок деловые туристы часто заказывают трансферы в соседние города от основного места пребывания. И связано это с нехваткой авиационных хабов в России.
"Страна большая, и за Уралом перелететь из пункта А в пункт Б не через Москву, к сожалению, нельзя. Поэтому такие заказы есть, по пунктам перемещения, — отмечает Васин. — Одна из задач — построить логистику: где‐то можно использовать локальные поезда, а где-то логичнее найти автобус. Трансферные компании заключают договоры с местными перевозчиками или владельцами транспортных средств, объединяют в единую систему, и корпоративный клиент через агентство может заказать такое перемещение".
Что касается каршеринга, этот способ перемещения крайне редко или почти никогда не проходит через агентства, поскольку оплачивать эту услугу корпоративно и решать вторичные вопросы (штрафные санкции, заправки) будет проблематично, отмечает эксперт.