Евгения Овчаренко (24 года) и Александра Корнева (25 лет) основали агентство Penсil Group, чтобы проводить образовательные мероприятия для студентов. Но уже после первого форума "3D Журналистика" решили превратить это в бизнес. На прошлой неделе они провели его в шестой раз, собрав около 700 человек. Оборот по итогам года составит 16 млн рублей.
Евгения Овчаренко (24 года) и Александра Корнева (25 лет) основали нишевое event-агентство Penсil Group, чтобы проводить образовательные мероприятия для медиа сообщества.
Первый форум «3D Журналистика» Евгения Овчаренко начала реализовывать в одиночку, учась на последнем курсе института, для нее было важно реализовать свою идею в реальную жизнь. Второй форум «3D Журналистика» научил зарабатывать деньги на мероприятии. На третьем форуме «3D Журналистика» к проекту присоединилась Александра Корнева, пришло понимание, что проводить мероприятия раз в год-это не бизнес, а проектная деятельность. С 2013 года по 2014 год организаторы начали проводить форум «3D Журналистика» два раза в год. Задача стояла наращивать обороты и репутацию на рынке в своем секторе. На прошлой неделе они провели форум в шестой раз, собрав около 700 человек. За каждый год оборот компании Pencil Group увеличивается в 4 раза, по мере запуска новых образовательных проектов. По прогнозам предпринимательниц, оборот по итогам 2015 года составит 16 млн рублей.
«Идея организовать форум как площадку, на которой профессионалы практики делятся своим накопленным опытом с коллегами журналистами, пришла в голову Евгении Овчаренко в 2012 году, когда Евгения была на пятом курсе ИНЖЭКОНА и писала диплом на тему создания медиа-бизнеса с выходом на международный рынок», - рассказывает Александра Корнева. В итоге первое мероприятие прошло в лофт-проекте «Этажи», не смотря на то, что оно было бесплатным и проходило впервые, были привлечены 2 спонсора и уже на первом форуме выступили такие известные медиа-деятели, как Илья Стогов, Сергей Стиллавин, Алексей Аметов, Василий Эсманов и многие другие.
«Первый форум был бесплатный, он собрал 730 человек за два дня, - рассказывает Александра. – Однако основная мотивация для введения платных билетов была не только в этом. Главное, что люди больше ценят то, за что заплатили. Как показала дальнейшая практика, идея сделать вход платным была правильной, когда в 2014 году на форум «3D Журналистика» не удалось привлечь спонсоров, в реализации мероприятия нам помог именно платный вход и хорошо продуманная ценовая стратегия в несколько этапов. Благодаря этому, проект полностью вышел на самоокупаемость и стал независим от остальных источников монетизации форума».
В 2013 году девушки организовали нишевое event-агентство Penсil Group, которое стало организатором ежегодного форума.
С 2012 года оборот увеличивается в 4 раза ежегодно: от 250 тыс. в первый год до 4 млн. в 2014 году. Предполагается, что по итогам 2015 года оборот компании достигнет 16 млн рублей.
Со временем стали развиваться и другие направления деятельности: творческие встречи со знаменитыми медиа-персонами, образовательные вечеринки Epic Media и образовательные курсы Точилка - интенсивны по журналистике с лучшими из лучших в профессии, которые сегодня и приносят основной доход.
В прошлом году такие курсы для Penсil Group провели Андрей Савельев, креативный продюсер шоу «Вечерний Ургант», Галина Тимченко, главный редактор Meduza.io, Александр Железняк, главный редактор National Geographic Traveller и другие.
«Форум 3D Журналистика - это наша имиджевая история, с хорошим финансовым потенциалом, это знакомство с потенциальными преподавателями на курсы и возможность объединить профессионалов и начинающих журналистов на одной площадке , - отмечает Александра. — Мы создаем идеальный мир для журналистов, где будет свой тариф «журналист»,свое такси, марки одежды, марки автомобилей, любимые места и прочее»
Организаторы считают, что выделяются на рынке подобных услуг тем, что при выборе спикеров создают внеконкурентное предложение и делают ставку на профессионалов и практику, в отличие от многочисленных курсов по теории журналистики.
При этом предпринимательницы намерены ориентироваться не только на Петербург, но и на регионы: уже в прошлом году некоторые курсы проходили в Москве. А на форуме с каждым годом все больше посетителей приезжают из регионов. Галина Тимченко в своем выступлении заявила, что больше всего ее поразило присутствие людей из Владивостока и Хабаровска. В планах проводить онлайг-трансляции курсов, записывать образовательные видео и создать свою образовательную онлайн–платформу для журналистского сообщества.
Среди других спикеров форума в этом году – Эльмар Муртазаев, главный редактор «Forbes», Алексей Венедиктов, главный редактор «Эхо Москвы», Светлана Миронюк, экс-главный редактор «РИА Новости», Наталья Синдеева, генеральный директор медиахолдинга «Дождь» и другие. Как говорит Александра Корнева, с некоторыми из выступающих Евгения Овчаренко вела переговоры не один год.
В этом году организаторы привлекли к форуму двух спонсоров. Еще один источник дохода - продажа трансляций: как для группового, так и для индивидульного просмотра. В этом году был организован офлайн показ проекта «3D Журналистика Онлайн» в 3-х городах Хабаровск, Омск, Тюмень. В среднем в каждом городе собралось около 50 журналистов.
«В Петербурге есть школы и курсы, где обучают журналистике или каким-либо отдельным направлениям в медиа, мы не оборачиваемся на конкурентов, мы просто создаем внеконкурентные предложения на рынке в своей медиа нише и проводим мероприятия с лучшими - говорит Александра. — В регионах вообще странная ситуация: там много журналистов, но мало возможностей для их развития, у людей информационный голод — поэтому на форум, вечеринки, творческие встречи и на курсы к нам приезжают из различных регионов РФ от Калининграда до Владивостока».
В России сегодня 180 вузов, где обучают профессии журналиста, 12 из них — в Петербурге.
Конкуренцию классическому образованию составляют различные частные школы журналистики: телевидения, радио и печатных СМИ.
В городе их минимум 20, и это не считая авторских курсов, которые зачастую на непостоянной основе ведут известные в Петербурге и РФ журналисты. Цены на такие курсы сильно разнятся в зависимости от специфики, интенсивности занятий и именитости ведущего. В среднем месяц занятий стоит около 16 тыс. рублей.
Ненужная профессия
"Я стал преподавать курсы журналистики с 2003 года, но с февраля 2014–го сознательно заменил журналистику на блогинг", — говорит Олег Воробьев, издатель студенческой газеты Gaudeamus. В 2003 году он открыл одну из первых летних интенсивных программ подготовки молодых журналистов, известную как летняя школа журналистики Gaudeamus, а впоследствии — вечерние курсы журналистики Gaudeamus в Москве и Петербурге.
"Почему я отдал предпочтение блогингу? Я не продаю опиум для народа, — говорит он. — Новых рабочих мест в журналистике нет, и создавать еще больше специалистов в этой области нет никакого смысла, потому что взрослые люди со стажем 10 лет и больше с трудом находят сейчас работу в СМИ: уволившись из одной приличной газеты, устроиться в другую приличную практически невозможно. Еще жестче можно сказать про телевидение и радио.
В этих условиях гнать молодняк на эту амбразуру я считаю нечестным. Наверное, еще много лет молодые люди будут мечтать о профессии журналиста, не понимая, что это не особо применимо".