В кризис самыми устойчивыми оказались трех– и четырехзвездочные отели за счет увеличения потока российских туристов и гостей из Китая. Средняя цена за номер в пятизвездочном отеле продолжает снижаться, однако загрузка в этом году выросла сильнее остальных — на 19%.
Дорогие пятизвездочные отели оказались в наиболее уязвимом положении в 2014 году, по данным экспертов и участников петербургского гостиничного рынка. Средняя цена за номер по итогам года у них упала на 24%, а загрузка — на 8%, говорится в исследовании Hospitality Management. "Наиболее устойчивы в кризис небольшие четырехзвездочные гостиницы за счет своего небольшого номерного фонда, а также потому что их основная аудитория — внутренний туризм", — говорит Блейк Андерсон–Бунтс, генеральный директор Hospitality Management.
На внутреннем туризме
В I квартале средняя цена за номер в пятизвездочном отеле продолжила снижаться, но зато загрузка выросла значительно больше, чем в других сегментах, — на 19% по сравнению с I кварталом 2014 года. По словам представителя одного из пятизвездочных отелей, результаты внутреннего мониторинга конкурентов показывают, что у основных участников рынка загрузка действительно растет.
"Цену могут снижать отдельные отели, приближаясь таким образом к четырехзвездочному сегменту, чтобы привлечь больше гостей, но в среднем номера дорожают", — говорит Юнис Теймурханлы, совладелец четырехзвездочного отеля "Гельвеция". По данным Hospitality Management, трех– и четырехзвездочные отели повышали цены в прошлом году в среднем на 2 и 8%, а их загрузка снизилась на 2 и 9% соответственно. Юнис Теймурханлы отмечает, что на фоне прошлогодних успехов, когда удалось сохранить сравнительно высокую загрузку, показатели четырехзвездочных гостиниц стали лишь ненамного хуже.
С любовью из стран Азии
Недорогие отели в этом году не ожидают значительного прироста показателей. "Загрузка отеля в прошлом году у нас даже выросла, примерно на 5%, в основном за счет туристов, которые отказались от поездки за рубеж в пользу посещения Петербурга", — говорит Наталья Овечкина, коммерческий директор трехзвездочного бизнес–отеля "Карелия". Эта гостиница не снижала стоимость номеров, но отказалась от традиционного ежегодного повышения цен на 5%.
Ожидаемое небольшое снижение загрузки в этом году Наталья Овечкина связывает не только с экономико–политической ситуацией в стране, но и с конкуренцией на рынке гостиниц.
Отели в центре города, которые раньше работали больше с иностранцами, сейчас меняют стратегию и переориентируются на российские регионы, снижая цены, в результате происходит переток гостей, объясняет она.
Зато именно трехзвездочные гостиницы пользуются популярностью у туристов из Китая, количество которых быстро растет, отмечает другой участник рынка.
Летний оптимизм
Поток туристов из других регионов России в 2014 году вырос на 10% и составил 3,5 млн человек, говорит Анна Четвергова, генеральный директор Конгрессно–выставочного бюро Петербурга. Одновременно количество иностранных гостей существенно снизилось. В целом, по ее данным, турпоток в Петербурге составляет более 6 млн человек. В такой ситуации, по ее словам, особенно важно привлечь дополнительное число гостей внутреннего туризма и поддержать направление делового туризма, так как бизнес–путешественники тратят в 2 раза больше обычных.
В целом ожидания участников рынка оптимистичные. "Июнь будет шикарным, в этом году небывалый рост внутреннего туризма, это чувствовалось уже в марте, и майские праздники только подтвердили ожидания", — радуется Юнис Теймурханлы. Он также напоминает, что большую долю гостей в деловом сегменте обеспечивает административный ресурс: переезд "Газпрома" и арбитражных судов из Москвы автоматически увеличил количество командировочных.